Гипомицес, пожиратель болетов, всерьез нацелился на наши белые. Тот, кто видел хоть раз полянку белых, убитых грибом-паразитом на корню, навсегда останется человеком, который это видел. Это заявление, между прочим, основывается на личном опыте.
Совсем недавно это было - хоть и сейчас, под бездонным небом и бездушным солнцем, - вспоминается как прошлая жизнь. Всего-то 22 августа отправились мы на разведку в район Алексина (северо-запад Тульской области), отправились - и стали, в том числе, свидетелями непонятной и пугающей тенденции. Я-то уж точно наблюдал такое впервые.
Леса близ Алексина особенные. Мне они напомнили собирательный нечерноземный биотоп: строгие еловые посадки перемежаются буйными березняками; травостой не обильный, грибы не забивает. В общем, нормальное себе Подмосковье или "Подкалужье"; тульского здесь - лишь повышенная пересечённость местности.
Грибов было не так много, но они подразумевались; потенциал местности ощущался прилично. Но - попали, как подумалось, в щель между слоями. Масса старых подгруздков, валуи, сыроежки; тьма еловых рыжиков, абсолютно все червивые; кое-где - уютные гнёздышки опят, лучезарные улыбки волнушек. Белые попадаются, подосиновики; нашли несколько синеющих груздей, чем были рады. Красивое явление.
И тут - случилось. Не раз слышал, что гипомицес поражает все трубчатые, даже белые; видел неоднократно дубовики, наглухо убитые белой плесенью. Старые, обрюзгшие, в погоду сырую и жаркую... Но - белый, статный и крепкий, замотанный в белую плесень так, будто это новая монументальная скульптура перед открытием... Это было впервые.
Главное - погода-то нормальная. Не слишком сыро, не слишком тепло. Гипомецес, ты там совсем озверел?!
Что это за слово такое - гипомицес?..
Бывает так, что явление знакомое, где-то даже привычное, а слово, на него указующее, звучит непонятно и где-то даже подозрительно. Надо же - гипомицес какой-то придумали! Проще надо быть, к народу ближе...
Да куда ближе-то! Любой природный грибник знаком с гипомицесом - пускай, возможно, и не знает, что это так называется.
Глухой рыжик. "Бабье ухо" (?). Корявый суховатый рыжик, у которого вместо пластинок - белый налёт. Не такой сочный, зато практически не червивый. Котируется порой даже выше здорового. Так проявляется гипомицес кирпично-красный (Hypomyces lateritius). (Не только, кстати, на рыжиках; он самые разные млечники окучивает).
Гриб-лобстер. Огромное скрипицеобразное нечто - нарочито грубых очертаний, будто сувенир, выполненный в стиле брутализма. На вкус - как омар, а стоит, как хорошее мясо. Над безвестной скрипицей потрудился гипомицес млечниковый (Hypomyces lactifluorum). Тоже сугубо народный промысел - просто народ другой. Североамериканский. Млечниковый гипомицес, создающий морские деликатесы из самых бессмысленных млечников, пытались интродуцировать и на нашей стороне океана, но ничего пока не вышло. К добру ли, к худу...
Но это всё были хорошие, добрые гипомицесы. Нас же столкнула жизнь с совсем другим представителем этого паразитического рода. С тем, который, собственно, и превращает моховики в плесневые изваяния.
Уже знакомы, представления излишни - перед нами гипомицес золотистоспоровый (Hypomyces chrysospermus), знаменитая гроза моховиков. Эх, если бы только моховиков...
Три белых гриба, один за другим. Белых-пребелых. Три плесенных изваяния с горестно опушенными шляпками. И это - в нормальную, всесторонне умеренную грибную погоду. То есть, не грибы стали слабее. Это паразит, пожиратель болетов, стал сильнее.
Дальше-то что? Убитые горем подосиновики?..
...Три напрочь убитых белых, рядом четвертый. Статный, рослый красавец. Как живой!.. Твёрдый, чистейший. Эх, если бы не гименофор, уже заглушенный "плесенью"...
Взял четвертого домой - а что ж, не пропадать же добру?.. Срезал пораженную часть трубчатого слоя, нарезал дольками, и в сушилку вместе с остальными. Какой же был аромат... Какие же перспективы на будущее открывались тогда, ранним вечером 22 августа 2024 года...
Вот кто мог предположить, что это была, очевидно, последняя моя встреча с "конвенционными" грибами в текущем сезоне? Нет, не исключено, поздние будут. Дымки, синички, гигрофоры... фламмулина, куда ж без неё...
Холодные сухие ночи, вытягивающие последние капли влаги из лесной подстилки, оптимизма не прибавляют. Хотя... хотя погода последние годы настолько взбалмошная, что ничего - в плохом ли смысле, в хорошем, - исключать нельзя. Кто знает - вдруг нас ждёт феерический грибной октябрь?
Не, ну а правда. А что, а вдруг?..