Точно так же как свобода торговли и свобода движения капитала всегда действуют в интересах текущего экономического гегемона, политические свободы в рамках либерального миропорядка действуют в интересах гегемона военно-политического т.к. для всех прочих государств (включая ближайших союзников) приводят как минимум к частичному отказу от суверенитета, а свобода распространения информации действует в интересах гегемона культурного. По состоянию на начало XXIв все три типа гегемонии принадлежали единственному государству – США.
Можно сказать что это набор трюизмов: в свободной борьбе всегда побеждает сильнейший, в этом вроде бы и суть. Кроме того справедливости ради надо заметить что межгосударственное взаимодействие (экономическое, политическое, культурное) в логике неолиберальной модели конечно не было игрой с нулевой суммой: даже если больше всех от него выигрывали США, оно в целом было выгодно большинству государств, хотя степень выгоды сильно разнилась в зависимости от положения государства в мир-системе.
Так стоило ли отказываться от того что хорошо или плохо но работало? А вот этот вопрос следует задать в первую очередь руководству США.
Сворачивание неолиберальной модели глобализации началось в 2014г с началом санкционной войны США против России. Конечно можно сказать что спровоцировала США на это Россия, но даже не углубляясь в вопрос о том кто в свою очередь спровоцировал Россию, надо сразу отмести этот тип аргументации. Это разговоры в пользу бедных: как мировой гегемон именно США отвечают за последствия своих поступков т.к. обладают наивысшим (и в конечном счёте единственным реальным) суверенитетом. Никто не может принудить суверена к любым действиям до тех пор пока он – суверен.
Кроме того, развязанная в дальнейшем Трампом и продолженная при Байдене торговая война уже против Китая продемонстрировала что история с санкциями против России не была случайным сбоем. Таким образом логично исходить из того что сворачивание неолиберальной модели мироустройства было сознательным курсом руководства США как минимум при трёх разных президентах начиная с Обамы.
Но почему так? Ведь казалось бы США находились в положении никогда доселе невиданного превосходства, в их руках был буквально весь мир.
Ответ здесь простой: Китай. С какого-то момента неолиберальная глобализационная модель начала работать на формирование нового экономического гегемона. Поэтому США сделали то чего не чурались и раньше в эпоху американской экономической школы – ограничили свободу торговли.
Мы же помним что свободная торговля действует в интересах текущего экономического гегемона? Сообразив, кто теперь является (или очень скоро станет) экономическим гегемоном, США очень быстро забыли про то как от свободной торговли выигрывают все. Гегемонией не торгуем.