Найти тему
Mitya

Чакры и символизм

Чакры представляют собой своего рода центральную точку, базовую структуру, в которой пересекаются и взаимодействуют множество факторов. Должно быть ясно, что опыт ощущения этих центров — это очень запутанное и сложное дело. Любая попытка выразить его словами наверняка окажется лишь частично успешной. Опыт центров сознания или чакр — невербальный. Выразить его словами действительно сложно. Именно по этой причине чакры описывались символически. Даже это, конечно, представляет проблемы, особенно для западного человека. Классические символические описания сформулированы в терминах восточной культуры. Например, один из самых известных переводов литературы о чакрах содержит следующее описание:

.
..в центре области пупка находится лотос Манипура... так называемый... потому что из-за присутствия огненного Теджаса он блестит как драгоценный камень... треугольная область Теджас-Таттвы... имеет три Свастики. Красная Биджа огня, «Рам», восседает на баране, носителе Агни, владыки огня. Здесь находится старый красный Рудра, намазанный белым пеплом, а Шакти Лакини, которая является Деватой этого пищеварительного центра, как говорят, «любит животную пищу, и чьи груди румяные от крови и жира, которые капают из Её рта».

Традиционное представление чакры (солнечного сплетения) манипура.
Традиционное представление чакры (солнечного сплетения) манипура.


Интуиция и понимание литературы, искусства, мифологии, религиозного символизма, физиологии, физики и метафизики — все это сходится в центральном фокусе в центрах сознания, называемых чакрами. Все понимание дистиллируется здесь. «Вот что подразумевается под выражением «микрокосм отражает макрокосм». Погружаясь в этот внутренний опыт, понимание координации между различными аспектами себя и вселенной начинает расти.

Когда человек сидит тихо, с закрытыми глазами, и фокусирует свое внимание на определенном центре, он может уловить проблеск определенного цвета, или у него может быть мимолетное впечатление внутреннего звука, или он может заметить, что воспоминания и мысли определенного типа имеют тенденцию всплывать в его сознании. Если человек фокусирует внимание на генитальном центре, например, начинают появляться сексуальные мысли, воспоминания и фантазии.

Тогда становится очевидным, что каждая из чакр имеет богатое значение и обширна по своей значимости. Каждый центр объединяет различные аспекты внешнего и внутреннего миров в скоординированное, но трудно описываемое целое. Здесь связь между определенными объектами, цветами, звуками и определенными внутренними состояниями (сущность того, что мы называем символизмом, поэзией, музыкой и искусством) ясно очевидна. Таким образом, в солнечном сплетении, где агрессия является центральной проблемой, Баран фигурирует как выдающийся символ, а богиня изображается с кровью, стекающей с ее губ, и жаждущей мясной пищи. Цвет красный, и описания всегда включают огонь.

Описания этих центров не ограничиваются восточной философией или психологией. Поскольку они относятся к глубинным переживаниям всех людей, мы могли бы ожидать подобных описаний во многих культурах и исторических периодах, где чувствительность человека и способность к тонкому внутреннему исследованию были высоко развиты. Так, например, мы находим поразительно похожие описания таких центров в культуре индейцев хопи. Здесь были идентифицированы пять из этих семи центров. Когда семи-восьмилетний ребенок хопи получал свое первое посвящение в религиозное общество, его учили, что:

Живое тело человека и живое тело земли были устроены одинаково. Через каждое проходила ось, осью человека был позвоночник, позвоночный столб... Вдоль этой оси располагалось несколько вибрационных центров...

Опыт, полученный в этих фокусных точках, можно проследить вовне в любую область человеческой мысли или стремления. Мы сосредоточимся здесь в первую очередь на одном ограниченном аспекте их последствий: мы попытаемся представить некоторые аспекты их связи с психологией, психопатологией и психосоматическими заболеваниями.