При жизни Джона Рональда Руэла Толкина вышли лишь «Хоббит» и «Властелин колец», все остальные произведения были погребены в многочисленных архивах в виде разрозненных, противоречивых, неоконченных написанных от руки черновиков. За 40 лет его младший сын Кристофер Толкин разобрал архивы своего отца и подготовил к печати двадцать пять книг. «Сильмариллион», «Неоконченные предания Нуменора и Средиземья», двенадцати томная «История Средиземья», «Дети Хурина», «Берен и Лутиэн», «Падение Гондолина» — все эти книги существенно расширили и обогатили Легендариум Средиземья, раскрыли все грани таланта Джона Р. Р. Толкина и более глубоко проработали и обогатили Мир Легендариума. Сам Профессор всегда считал «Властелин колец» и «Сильмариллион» «единой длинной сагой о камнях и кольцах», и без Кристофера эта сага так бы и осталась незаконченной.
Кристофер с самого детства был погружëн в мир своего отца, и даже помогал с редактурой и печатью текста на печатной машинке, и отрисовки карт мира Средиземья. Он получил великолепное образование и поучаствовал во Второй Мировой войне, так же, как и его отец стал религиозным католиком. Именно Джон Рональд Толкин назначил Кристофера наследником своего творчества, а также пригласил в сообщество инклингов, где он стал самым молодым из участников. К 1973 году Кристофер Толкин уже сделал себе собственное имя. Унаследовав отцовскую страсть к языкам, литературе и преподаванию, Кристофер перевёл с древнеисландского языка «Сагу о конунге Хейдрике Мудром», а затем на протяжении одиннадцати лет преподавал английский и староанглийский языки в Новом колледже в Оксфорде.
Но, увидев объёмы архивов своего отца — около 70 коробок, битком забитых тысячами разнообразных бумаг, некоторые из которых датировались началом двадцатых годов, причём разрозненные обрывки текста частенько были впопыхах написаны от руки карандашом на оборотных сторонах документов, салфетках, листочках и стикерах, даже между строчек учебных тетрадей — Кристофер понял, что работа над наследием Профессора займёт всю его долгую жизнь, а прожил он девяносто пять лет. Он ушёл из Оксфорда и с головой погрузился в черновики своего отца. Большая часть текстов была посвящена Средиземью. Профессор намеревался написать большую подробную историю этого мира, начиная с его сотворения, но смерть его остановила. Следующие годы Кристофер, с помощью будущего писателя Гая Гэвриела Кея, разбирал, каталогизировал, сверял и редактировал разбросанные заметки отца.
Постепенно заметки сложились в единый и осмысленный текст, и в 1977 году на свет появился «Сильмариллион». Но отцовские архивы таили в себе гораздо больше материала — здесь были неоконченные и заброшенные черновики, разные версии одних и тех же текстов, написанные с разницей в пятьдесят лет, поэмы, переводы, лекции, письма, академические исследования, попытки стилизации под староанглийские и старогерманские тексты. Постепенно Кристофер увлёкся и стал доводить до ума то одну работу, то другую, благо спрос на новые труды его отца был высок — один лишь стартовый тираж «Сильмариллиона» в 1977 году составил 750 тысяч экземпляров, и книга постоянно допечатывалась.
В 1980 году появились «Неоконченные предания Средиземья и Нуменора», а затем, начиная с 1983 года на протяжении четырнадцати лет Кристофер практически ежегодно выпускал по тому «Истории Средиземья» — потрясающего по своему составу энциклопедического издания, вобравшего в себя почти все написанные в самое разное время черновики текстов, из которых в дальнейшем возникли «Властелин колец» и «Сильмариллион». "После того, как меня назначили распорядителем литературного наследия моего отца, я поставил своей приоритетной задачей публикацию ранее неопубликованных произведений отца в наиболее доступной и точной форме. Оглядываясь назад, я поражаюсь тому, как мало было известно об общей концепции Средиземья на момент его смерти. И это полностью оправдывает всю проделанную мною работу"
@Кристофер Толкин