Найти тему

Обвинения в расизме Профессора Толкиена за стандарт рас в Легендариуме

Эльфы, люди, орки, гномы - эти четыре расы из древних мифов были оформлены в своëм классическом виде Толкиеном, и впоследствии именно они стали неким стандартом наполнения фэнтези вселенных. Те или иные расы различны между собой в разных произведениях, заметна и некая эволюция жанра, затронувшая и их. Люди и гномы, будучи существами, подверженными влиянию и света, и тьмы, не претерпели особых изменений в фэнтези, а вот образ рас орков и эльфов как существ врождëнной тьмы и света подверглись "переосмыслению" с развитием жанра.


Оно и не удивительно, эльфы и орки, по Толкиену вызывали недовольство и ряда людей с определëнными политическими воззрениями, видевших в этом некий якобы империалистический посыл в повествовании. Но с этим стоит поспорить. Орки у Толкиена - это те же самые захваченные первоначальные эльфы, которые путëм долгих пыток и воздействия чëрной магии были изуродованы и внешне, и морально, это искалеченные эльфы, речь не шла о каких-то изначально диких народах, что можно было бы натянуть на колониальный посыл, но нет. Профессор показал образ уродования тьмой даже самых светлых созданий как великую трагедию, с последствиями которой народам света предстоит долго воевать, которую вспять уже было не обратить.


Да, орочье сообщество в теории не может более прийти к свету, слишком глубоко в душу врезалась травма их давних предков. Хотя я хотел бы высказать свою теорию на этот счëт, если бы какое-то сообщество орков, оторвавшееся от воздействия тëмных сил поселилось бы в каком-то мирном месте, то спустя поколения их облик и повадки стали бы более похожими на какие-нибудь дикие племена людей, в мире Толкиена зло приводит к уродству существ, следовательно добро наоборот придаëт красоту, потому о таких примерах в эльфийских хрониках ничего и не известно, поскольку о таких бывших орках нельзя было бы сказать непосредственно как об орках.


Но и эльфы, несмотря на крайнее благородство, вовсе не были описаны Толкиеном в исключительно положительном тоне, ведь и они даже в благородном и светлом Континенте Валинор пошли на великое преступление против собратьев при резне в Алквалондэ, так что зря Профессора винят в якобы однобокой подаче, эльфы не были полностью безгрешны и не подвержены тьме за то, что такими родились. Да и сама суть появления зла во Вселенной Толкиена состояла в падении Валара Мелькора, некогда полностью светлого сверхсушества, созданного Богом Эру. Можно сказать в целом, что это эльфы воевали с изуродованными эльфами, люди с людьми, существа высшего духовного порядка майары и валары воевали против своих павших в тьму собратьев.


В среде этих ангелов айнур это вообще был осознанный выбор, война с самими собой, за свою душу. Кольцо Всевластия - это испытание светлых героев, которые также подвержены жажде заполучить кольцо. Нуменорцы, величайшие из людских народов, и те на фоне великого благополучия впали во тьму. Кстати, расизм действительно присутствовал в мирах Толкиена, но его практиковали тëмные силы, такие как, например, чëрные нуменорцы, впавшие во зло. Так в их государстве пиратов Умбар были законы крови, которые требовали, чтобы нуменорцы не смешивали свою кровь могучих и долгоживущих людей с местными харадримами. Это позволило им сохранить свой этнос и оставаться очень могущественными.


В свою очередь светлые нуменорцы, основавшие из осколков колониальной Империи Нуменора Великие Королевства Арнор и Гондор, напротив смешивались с местными народами и ассимилировались с ними. Спустя тысячи лет они смешались в среде людей Запада и потеряли свои силы, но также и усилили местные народы. Самого Профессора Толкиена обвиняли в белом расизме за эльфов, представляя их в своих собственных суждениях некими расистами по отношению к человеческим и гномьим народам за их превосходство, хотя в толкиновском каноне подавляющее большинство эльфов — исключая лишь некоторых вроде Саэроса — и не подавали себя как "высшую" расу. Они знали, что наделены немалым могуществом, но оттого и немалой ответственностью.