В самых первых фэнтезийных произведениях соблюдалось строгое христианское монотеистическое мироздание, есть Единый Абсолютный Бог. Эру Илуватар во Властелине Колец (Валары не боги, но скорее Архангелы в иерархии), зло приходит во Вселенную вследствие бунта местного сатаны Валара Мелькора. В Хрониках Нарнии Аслан прямая аналогия Бога Иисуса Христа. Но такой вариант мироздания с Абсолютом дальнейшие авторы стали ставить под сомнение как якобы скучное Всемогущество светлой стороны и влияние христианства (от которого некоторым хотелось избавиться). Но влияние толкиенизма в фэнтези было ещë столь велико, что было принято решение не отходя от основ жанра противостояния добра и зла, строить дуалистичные миры с равными силами тьмы и света, как в Зороастризме.
Это привело к обезличиванию Бога. Отныне речь шла о различных могущественных силах и богах. На дуализме с равными силами света и тьмы или хаоса и порядка (более нейтральное и толерантное наименование сторон) были построены миры Diablo, Warcraft, Elder Scrolls (Высший Бог существует, но он безучастен), Герои Меча и Магии (противостояние двух богов драконов). Данное новое мироздание фэнтезийных миров может показаться более интересным, ведь теперь нет такого Бога (или Ему это просто не интересно), который способен окончательно победить зло, но также теперь отныне не было и надежды на избавление, только вечная история войны. Неудивительно, что именно игровые фэнтези Вселенные стали строиться по принципу дуализма, поскольку это позволяет бизнесу работать постоянно там, где нет конца новым играм и дополнениям.
Всегда будет война, всегда зло пробуждается вновь. Толкиен когда-то отказался писать продолжение к Властелину Колец именно по причине того, что не хотел портить столь великую концовку третьей эпохи. Зло, конечно, не исчезло из мира Толкиена, но эпоха мифов и легенд была завершена с началом эры людей, впоследствии по пророчествам при битве Дагор Дагоррат зло окончательно будет уничтожено и дети Эру будут навсегда рядом со своим Богом. Тут же в мирах дуализма мы вообще не видим конца и возможности окончить войну со злом, всегда будет подниматься враг, ведь это заложено в мироздании данных вселенных. Потому отныне, несмотря на все старания фэнтези писателей, никто так и не смог превзойти эпичность и глубину концовки Властелина Колец даже сегодня.
Но дальше фэнтези стало переходить в язычество. Суть язычества не только во множестве богов, но и в отрицании существования добра и зла. Изначально всë подавалось очень разумно, мол зачем нам свет и тьма, может всë не так однозначно? Появилось фэнтези серой морали, где вышло так, что злыми оказались вообще все, а добро и благородство если и есть, то высмеивается как рыцарская наивность. Так это отчётливо видно по миру Ведьмака или Игры Престолов, которые отказываются от стандартной модели. Отныне это вечно гнетущие миры, отвратительные самим человеческим наполнением этих миров. Отказавшись от добра и зла, смешав эти понятия, выдав за якобы серую мораль, создатели пришли к тому, что может им и удалось создать по настоящему интересную историю с художественной точки зрения, но в тоже время посредством этого шага убилась суть погружения и сопереживания.
Уверен: многие в Игре Престолов переживали Старкам как носителям хоть сколько-нибудь светлой морали в войне с Ланнистерами, но именно эта светлая мораль насмешливо их убивает пером писателя, словно осмеяние рыцарского пути. По итогу куда ни глянь, но все стороны дальнейшего конфликта становятся противными, банально становится некому сопереживать, концовка произведения становится ещë более запутанной, и неудивительно, что Мартин вообще не может дописать последние книги по своей Вселенной, ведь он оказался заложником своего же собственного поджанра в фэнтези, где выхода просто нет, как и надежд на хорошую концовку, которая устроит всех, что и показал сериал, где люди вообще не поняли с чего это Шесть Королевств теперь выборная монархия с властью сомнительного и компромиссного Брана Старка.