Найти тему

«Атомный дебют». История и обзор альбома «Atomic Roooster» 1970 года группы Atomic Rooster.

Летом 1968 года мировые хит-парады покорял альбом «The Crazy World of Arthur Brown» (выпущен в июне 1968 года, номер по каталогу Track Record 612005), а ведущий сингл с пластинки под названием «Fire» (номер по каталогу Track Record 604022) достиг позиции номер № 1 в Великобритании.

Музыкальный коллектив The Crazy World of Arthur Brown, возглавляемый британским музыкантом и композитором Артуром Брауном (Arthur Brown), находился в зените славы. Высокие продажи альбома, сингла и рост популярности повлияли на востребованность живых концертов. Группа гастролировала в бешеном графике. Европейский тур сменился на американский. Музыканты вынуждены были проводить каждый день в разъездах, не считая выступления на радио и телевидении.

В апреле – июне 1969 года The Crazy World of Arthur Brown выступают совместно с The Doors и Jefferson Airplane на крупных площадках США, когда два участника коллектива сообщают Артуру Брауну о желании выйти из состава группы. Клавишник и основной соавтор песен, в том числе знаменитой композиции «Fire», Винсент Крейн (Vincent Crane) планирует вернуться в Великобританию. Его примеру решает последовать ударник Карл Палмер (Carl Palmer). Их не устраивала лидирующая роль Артура Брауна, который обозначал им рамки творчества в угоду личных интересов.

Вернувшись на родину в Лондон, дуэт начинает поиск бас-гитариста. Через несколько недель Винсент Крейн и Карл Палмер находят одаренного молодого человека по имении Николас Грэхэм (Nick Graham). Он впечатляет двух профессионалов отличными навыками игры на бас-гитаре и флейте, а также великолепными вокальными данными.

Трио музыкантов ищут название для своего будущего проекта. Винсент Крейн воспоминает рассказ одного из участников американской группы The Rhinoceros о своих сновидениях. Таком образом, музыкальный коллектив берет название Atomic Rooster.

Варианты издания альбома «Atomic Roooster» на LP & CDs.
Варианты издания альбома «Atomic Roooster» на LP & CDs.

Первые репетиции группы проходили летом 1969 года в пабе «The Black Horse», который размещался в оживленном районе Уолтамстоу, Восточный Лондон. Затем группа переехала в апартаменты Мэриленд-Пойнт, Стратфорд, Восточный Лондон, где когда-то проживал знаменитый режиссёр Альфред Хичкок (Alfred Hitchcock). Рядом с апартаментами музыканты арендовали пустующий зал автомобильного салона для первых пробных прогонов материала. Репетиции Atomic Rooster начинались с 4 часов утра.

Первое выступление состоялось в театре «Лицеум» («Lyceum»), район Вест-Энд, Западный Лондон, 29 августа 1969 года. Второй группой, выступившей в тот вечер, стал новый второй (Mark II) состав Deep Purple.

Благодаря демонстрационным записям, подготовленным во время репетиций в автомобильном салоне, на группу обратил внимание менеджер компании «Robert Stigwood Organisation LtdРоберт Мастерс (Robert Masters). Он помог музыкантам заключить контракт с британским лейблом звукозаписи «B&C Records» на запись дебютного альбома.

Трио Atomic Rooster была предоставлена в распоряжение студия «Advision Studios», район Фицровия, центр Лондона, Англия. За декабрь 1969 года были записаны семь из восьми композиций будущего дебютного альбома.

Так как участники Atomic Rooster решают не ограничивать свое творчестве каким-либо рамками, как это было во время работы в составе The Crazy World of Arthur Brown, продюсерами будущей пластинки становятся сами музыканты. Однако, из-за отсутствия должного технического уровня и опыта, Винсент Крейн решает привлечь к продюсированию двух наиболее композиционно сложных песен «Friday the Thirteenth» и «Winter» профессионала Тони Колтон (Tony Colton). Британский продюсер помогает в микшировании и монтаже указанных композиций.

Обложку альбома оформил британский художник Андриан Джордж (Adrian George), который ранее работал над дизайном и концепцией альбома «The Who Sell Out» (выпущен 15 декабря 1967 года, номер по каталогу DL74950) группы The Who.

Альбом вышел 01 февраля 1970 года.

13 июня 1970 года пластинка «Atomic Roooster» достигла позиции № 49 национального хит-парада Великобритании.

Трек-лист альбома «Atomic Roooster»:

Оригинальное издание и переиздание лейбла «Music On Vinyl» на виниле:

Сторона «А»

01. «Friday the Thirteenth» (Vincent Crane) - 3:31

02. «And So to Bed» (Vincent Crane) - 4:09

03. «Broken Wings» (John Mayall) - 5:47

04. «Before Tomorrow» (Vincent Crane) - 5:52

Сторона «Б»

05. «Banstead» (Vincent Crane, Nick Graham, Carl Palmer) - 3:29

06. «S.L.Y.» - (Vincent Crane) - 4:43

07. «Winter» - (Vincent Crane) - 6:53

08. «Decline and Fall» (Vincent Crane, Nick Graham, Carl Palmer) - 5:45

Дополнительные треки, включенные в многочисленные переиздания альбома, на компакт-дисках:

09. «Friday the Thirteenth» [US Album Version, original vocals and piano overdubbed with Du Cann's vocals and guitar] (Vincent Crane) – 3:28

10. «S.L.Y.» [US Album Version, original piano overdubbed with Du Cann's guitar] (Vincent Crane) – 4:53

11. «Before Tomorrow» [US Album Version, original piano, flute and congas overdubbed with Du Cann's guitar] (Vincent Crane) – 5:47

В зависимости от издания, дополнительными треками также являются композиции:

12. «VUG» [1970 Demo with Carl Palmer] (Vincent Crane) – 4:32

13. «Devils’ Answer» [1970 Demo Version with Carl Palmer] (John Du Cann) – 3:59

14. «Tomorrow Night» [Single Version] (Vincent Crane) – 3:17

Либо записи для радиовещательной корпорации Великобритании «BBC»:

12. «Friday the Thirteenth» [BBC Radio Session 1970] (Vincent Crane) - 4:28

13. «Seven Lonely Streets» [BBC Radio Session 1970] (John Du Cann) - 6:15

Состав музыкантов на пластинке «Atomic Roooster»:

Винсент Крейн (Vincent Crane): Орган Хаммонда, Родес-пиано, фортепиано, бэк-вокал

Ник Грэхэм (Nick Graham): вокал, гитара, бас-гитара, флейта

Карл Палмер (Carl Palmer) ударные, перкуссия, конги, колокольчики

дополнительный музыкант:

Джон Дю Канн (John Du Cann): электрогитары, вокал

Слушаем и разбираем альбом.

Обложка альбома.
Обложка альбома.

Первая композиция альбома «Friday the Thirteenth» написана лидером и клавишником группы Винсентом Крейном летом 1969 года, после возвращения на родину в Англию с гастролей по США, где он находился в составе музыкального коллектива The Crazy World of Arthur Brown. После приобретения билетов на авиационных транспорт, он увидел дату 13 июня 1969 года, пятница. Будучи мистиком по натуре и человеком суеверным, находясь в самолете более 10 часов, он сочинил текст и музыкальную основу. Рейс приземлился в аэропорту Хитроу, Лондон, Великобритания, благополучно, а песня получила право на жизнь.

Изначально Винсент Крейн планировал предложить песню коллективу Артура Брауна, как он делал со своим авторским материалам раньше для дебютного альбома группы. Однако, принятое им и ударником Карлом Палмером решение покинуть The Crazy World of Arthur Brown и сформировать Atomic Rooster, предостерегло отдавать песню. В итоге, данный поворот событий станет критичным для The Crazy World of Arthur Brown. Коллектив не сможет завершить запись второго альбома под названием «Strangelands». Песни с сессий звукозаписи 1969 года будут доработаны лишь в конце 80-х годов и выйдут летом 1988 года на малоизвестном лейбле (номер по каталогу Reck 2).

Странная квазипроговая смесь хард-рока, соула и психоделии с доминирующим органом и бас-гитарой «Friday the Thirteenth» стала самым узнаваемым треком с альбома «Atomic Roooster».

Голос Ника Грэхэма звучит кристально прозрачно и чисто. Ударные Карла Палмера ровные, но слега заглушены органом марки «Хаммонд». В альбомной версии композиции чувствуется нехватка партий сольной гитары, которые чуть позже добавит Джон Дю Канн для «американского» микса песни.

Зато в «британском» миксе интересно выдела лидирующая партия органа и бэк-вокал Винсента Крейна.

Данная композиция настоящий образчик классического прогрессивного хеви-рока начала 1970-х годов. Это весьма динамичный номер с интересными гармониями и нарастающей экспрессией в финале.

Слушаем:

Оригинальный номер «And So to Bed» также написан Винсентом Крейном в конце 1969 года в Англии.

Композиция построена на пауэр-аккордах и риффах клавишных инструментов. Вокальные гармонии пересекаются с ритмом тарелочек (цимбал).

«And So to Bed» - медленная баллада о любовных муках, которые проходят в разорённых мыслях главного героя. Его терзают токсичные любовные отношения, которые доставляют ему лишь боль и насилие над собой.

Наслаждаемся:

Композиция «Broken Wings» написана представителем британского белого блюза Джоном Мейоллом (John Mayall). Впервые песня вышла на альбоме «The Blues Alone» (выпущен 14 ноября 1967 года, номер по каталогу Ace Of Clubs – ACL 1243) «патриарха» блюза. Джон Мейолл записал её в примитивной аранжировке практически самостоятельно, лишь при участии ударника Кифа Хартли (Keef Hartley).

Версия Джона Мейолла:

Atomic Rooster полностью переосмысляют «Broken Wings». Новая психоделическая аранжировка превосходит оригинальную запись в исполнении Джона Мейолла. Партии, исполненные Винсентом Крейном на клавишных инструментах – самые выразительные и запоминающиеся в рок-музыке. Он играет на органе «Хаммонд», родес-пиано и фортепиано в разных регистрах, соревнуясь в мастерстве сам с собой. Тягучий блюзовый номер преобразуется в прогрессивный космический рок.

Вокал Ника Грэхэма звучит ярко, энергично, на высокой ноте. Начало и финал композиции за счёт доминирования медной секции стилизованы под гимн.

Версия Atomic Rooster:

Композиция «Before Tomorrow» изначально появилась как идея-импровизация Винсента Крейна, которая была успешна доработана Ником Грэхэмом и Карлом Палмером в студии.

Номер построен на дуэте звучания электрооргана и ударных инструментов. На двадцатой секунде звучания вступает басовая партия Ника Грэхэма. Во второй части звучание флейты напоминает игру Иэна Андерсон (Ian Anderson) из Jethro Tull, но на данном инструменте играет Ник Грэхэм.

За период звучания композиция несколько раз резко меняет темп и направление идей, что слушателю малознакомому с творчеством Atomic Rooster, такой поворот развития мелодии может показаться новаторским и даже дико неуместным. Однако, основная линия звучания не распадается на части, а формирует цельное музыкальное полотно.

Удивительно, насколько плотный, ровный и органичный саунд «Before Tomorrow» всего лишь в исполнении трех музыкантов – инструменталистов. Каждый из них мастер своего дела. Данная композиция тому доказательство.

Слушаем:

Песня «Banstead» написана всеми участниками трио. Музыкальная часть была сочинена во время совместных репетиций в арендованном автомобильном салоне района Стратфорда, Восточный Лондон. Лирика композиции написана Винсентом Крейном и посвящена психиатрической лечебнице «Banstead Hospital», деревня Белмонт, Саттон, Англия. Музыкант описал свои впечатления от посещения данного медицинского заведения, так как обращался за помощью к психотерапевту после нервного истощения, вызванного бешенным образом жизни во время гастролей The Crazy World of Arthur Brown по США. Увиденное в клинике его впечатлило, что он отразил в тексте песне.

В музыкальном плане «Banstead» продолжает развивать идеи прогрессивного космического рока с интересными партиями электрооргана и ударных инструментов. Вторая часть песни наполнена струнными инструментами.

Высокий вокал Ника Грэхэма идеально походит под структуру композиции и лирику от лица героя произведения, помещенного под надзор и принудительное содержание в палате психиатрической лечебницы. Песня плавно переходит во второй трек стороны «B» пластинки - «S.L.Y.».

Слушаем:

«Лукавая» песня «S.L.Y.» с озорным и несколько примитивным текстом, но оригинальной и интересной мелодией целиком и полностью произведение Винсента Крейна. Именно в этом треке слышна работа каждого из трех музыкантов Atomic Rooster, так как есть время для коротких сольных партий: орган, бас-гитара, ударные инструменты.

Карл Палмер демонстрирует свое мастерство и навыки, которые позже активно раскроются при его работе в рамках супергруппы Emerson, Lake & Palmer (сокращенно ELP).

Обращаем внимание на каждого из музыкантов:

Медленная композиция «Winter» написана Винсентом Крейном зимним вечером декабря 1969 года, как раз в самый разгар сессий звукозаписи альбома «Atomic Roooster». Возвращаясь в одиночку из студии в собственные апартаменты он попал под снегопад и сильный ветер. Из-за особенностей личности, он особо чувствовал погодные изменения, которые сказывались на его настроении. Эмоции и переживания одного вечера непогоды полностью отразились на лирике и музыке песни.

«Winter» начинается с партии Карла Палмера на немецком инструменте глокеншпиль (колокольчики оркестровые), затем вступает флейта Ника Грэхэма и электроорган Винсента Крейна.

По стилистике композиция напоминает русскую серенаду. Флейта придает «русской сказке» восточный колорит. Голос вокалиста звучит завораживающие, плавно, убаюкивающие.

Лучший «сухой» и «емкий» микс песни можно найти на виниловом издании альбома. Он звучит более проникновенно и камерно.

Очаровываемся:

Композиция «Decline and Fall», наравне с песней «Banstead», на пластинке «Atomic Roooster», авторами которой выступили все музыканты группы. Мелодия выросла из совместной джем-сессии, которая была доработана в виде джазового стандарта.

Номер «Decline and Fall» построен на четкой игре ритм-секции с доминированием ударных Карла Палмера. В средней и финальной части песни слышно все инструменты трио, которые соревнуются в мастерстве исполнения, но при этом никто из музыкантов не «тянет одеяло» на себя, а выступают единым фронтов. Это и удивительно, так как данный (весьма сыгранный и сплоченный) состав Atomic Rooster просуществовал лишь мгновение в мире музыки – альбом «Atomic Roooster». Чуть позже в группу придет гитарист Джон Дю Канн, который запишет дополнительные партии гитар, вокала и других инструментов для выпуска диска на территории США. С приходом гитариста начнутся и другие перемены, сначала Ник Грэхэм, а затем и Карл Палмер, покинут проект Atomic Rooster навсегда, оставив слушателям музыкальное произведение в виде альбома продолжительность чуть более сорока минут, которое пройдет через года и будет переиздано не раз, а значит находит все новых поклонников и покупателей.

Слушаем:

С приходом в Atomic Rooster бывшего гитариста группы Andromeda Джона Дю Канна саунд группы станет более гитарным и тяжелым. Винсент Крейн попросит нового участника переработать три готовые композиции «Friday the Thirteenth», «S.L.Y.», «Before Tomorrow», которые уже вышли на первом тираже пластинки «Atomic Roooster».

Джон Дю Канн удалит часть вокальных партий Ника Грэхэма, запишет свой вариант некоторых куплетов, а также сочинит и добавит сольные вставки и проигрыши электрогитары.

Новые миксы трёх указанных композиций получат маркировку «US Album Version», то есть версии песен для «американского» издания альбома. Однако, планам не суждено было сбыться и релиз «Atomic Roooster» для американского рынка не состоялся. Выйди пластинка в Северной Америке в запланированную дату, история группы Atomic Rooster могла бы развиваться в другом направлении.

Зато в скором времени в Великобритании был издан второй тираж пластинки, который уже содержал обновлённый вариант альбома, а первоначальные версии песен с доминированием электрооргана стали редкостью до последующих переизданий диска, который содержал восемь треков оригинального альбома и три дополнительных песни с «американскими» миксами.

Справедливости ради стоить отметить, что релиз альбома «Atomic Roooster» в США состоялся на лейбле «Sanctuary Records Group Ltd.», но уже на компакт-диске в 2004 году. Данный вариант содержал все версии песен.

Слушаем и оцениваем превосходную игру на электрогитаре Джона Дю Канна:

«Friday the Thirteenth» [US Album Version]:

«S.L.Y.» [US Album Version]:

«Before Tomorrow» [US Album Version]:

По данным интернет ресурса Discogs за весь период существования альбома «Atomic Roooster» с 1970 года выпущено 47 версий. Начиная с 1991 года, альбом раз в десятилетие переиздается на виниловых пластинках и компакт-дисках с новым мастерингом. Рассмотрим наиболее интересные релизы последних лет.

1. Atomic Rooster: «Atomic Roooster». EU Limited Numbered Edition on Transluscent Green Vinyl. Stereo LP. Music On Vinyl / Sanctuary / BMG – MOVLP1756.

https://www.discogs.com/ru/release/29499058-Atomic-Rooster-Atomic-Rooster

Великолепное издание весны 2024 года европейским лейблом «Music On Vinyl» альбома «Atomic Roooster» на виниловой пластинке массой в 180 грамм. Ограниченный тираж в 1000 экземпляров для всего мира в полупрозрачном зеленом цвете (цвета бутылочного стекла).

Содержит первый «британский» микс альбома с доминированием органа Винсента Крейн без наложений гитарных и вокальных партий Джон Дю Канна.

Для создания матриц (№ 17010 1A/B MOVLP 1756) тиража использовались оригинальный мастер-ленты 1970 года. Звук получился уникальный за счёт использования старых записей, отсутствие цифрового мастеринга, но задействования современных технологий при нарезки виниловой массы.

Изначально звучание пластинки может показаться приглушенным, но после становиться понятным, что баланс инструментов соблюден идеально. Можно заметить любую деталь, каждый нюанс воспроизведения.

Аудиофилам и любителям чистого звука рекомендуется обратить внимание именно на данное издание. Помимо соблюдения высокий требований к звучанию пластинки, оно содержит правильное оформление обложки и конверта, в соответствии с первым британским тиражом альбома.

2. Atomic Rooster: «Sleeping For Years (The Studio Recordings 1970-1974). Disc One: Atomic Roooster». EU 4 x CD Compilation Box Set. Esoteric Recordings – ECLEC 42612.

https://www.discogs.com/ru/release/11251352-Atomic-Rooster-Sleeping-For-Years-The-Studio-Recordings-1970-1974

Первый компакт-диск из коробочного издания «Sleeping For Years (The Studio Recordings 1970-1974)» со всеми официальными записями коллектива за пятилетний период творческой активности.

Массивная компиляция издана в декабря 2017 года. Содержит уникальный мастеринг «британского» микса альбома и «американских» версий трех песен.

Дополнен диск треками:

- «VUG» и «Devils’ Answer», записанные летом 1970 года в составе Винсент Крейн, Карл Палмер и Джон Дю Канн, но уже без участия бас-гитариста Ника Грэхэма, который покинул группу.

- хит-синглом «Tomorrow Night», выпущен в августе 1970 года, номер по каталогу B & C Records – CB-131.

Компиляция «Sleeping For Years (The Studio Recordings 1970-1974)» рекомендуется к начальному ознакомлению с творчеством коллектива. Это отличное бюджетное издание, которое содержит все пять альбомов Atomic Rooster, а также синглы и редкие записи указанного периода. Звук достаточно хороший, но немного приглушен и содержит следы цифрового трансфера с матриц.

3. Atomic Rooster: «Atomic Roooster». Japanese SHM-CD Stereo Album. Belle Antique – BELLE-162588.

https://www.discogs.com/ru/release/8808323-Atomic-Rooster-Atomic-Rooster

Японское издание с ограниченным тиражом дисков формата SHM-CD (ультра тонкий и прозрачный нанопластик) в мини-виниловой стилизации конверта под оригинальный британский первый пресс пластинок. Содержит полную версию альбома из 11 песен («британский» и «американский» миксы).

Цифровой мастеринг оригинальных плёнок 1970 года осуществляла группа инженеров холдинга «JVC Kenwood Creative Media Co. Ltd.» во главе с руководителем технического отдела Кадзуо Огино (Kazuo Ogino). Лучший звук альбома «Atomic Roooster» среди всех изданий на компакт-диске. Отличный динамический диапазон (DR), мягкий и сбалансированный саунд, цифровая компрессия не заметна. Аудиофилам исключительно слушать этот тираж 2016 года от компании «Belle Antique». К сожалению тираж весь распродан и отсутствует в интернет-магазинах, но на сайтах – барахолках можно найти экземпляр за приемлемые деньги.

4. Atomic Rooster: «Atomic Roooster». Russian Unofficial Expanded Deluxe Edition Stereo CD Album. Castle Music – CMQCD 868.

https://www.discogs.com/ru/release/8625279-Atomic-Rooster-Atomic-Roooster

Российское бюджетное издание альбома. Полный клон европейского диска 2004 года. Содержит тот же мастеринг и даже все страницы прилагаемого к диску буклетика. Неплохое издание для начального ознакомления с творчеством группы. Звук приемлемый, но присутствует цифровая компрессия, которая особенно заметна в органных партиях Винсента Крейна (едва различимые щелчки).

Данное издание уникально за счёт добавления к полной версии альбома двух дополнительных треков, записанных группой для радиостанции «BBC»: «Friday the Thirteenth» и «Seven Lonely Streets».

5. Atomic Rooster: «Atomic Roooster». 13 x 16-Bit/44.1 kHz FLAC Stereo Files.

© 2004 Sanctuary Records Group Ltd., a BMG Company ℗ 2004 Sanctuary Records Group Ltd., a BMG Company.

https://www.qobuz.com/gb-en/album/atomic-rooster-atomic-rooster/5414939532672

Трек-лист и мастеринг соответствует изданию на CD (№ 4), включая сессии для радиостанции «BBC»: «Friday the Thirteenth» и «Seven Lonely Streets».

К сожалению, популярная цифровая платформа «Qobuz» пошла по пути обмана своих пользователей, и не предоставила слушателям уникальный контент, а просто «оцифровала» версию альбома «Atomic Roooster» с компакт-диска.

Легальный цифровой контент альбома «Atomic Roooster» с матриц CD.
Легальный цифровой контент альбома «Atomic Roooster» с матриц CD.

«Ищите творчество внутри себя».

Общий итог на 84 балла из 100 возможных.

Дополнительная информация об альбоме «Atomic Roooster»:

https://www.allmusic.com/album/atomic-rooster-mw0002071459

https://www.peterbartonmanagement.com/atomic-rooster

https://www.musiconvinyl.com/products/atomic-rooster

https://burningambulance.com/2017/12/01/atomic-rooster/