Прошлый год выдался удачным для греческого постановщика Йоргоса Лантимоса, учитывая тот факт, что «Бедные-несчастные» был самым крупнобюджетным проектом режиссёра, отлично показавшим себя в прокате и на наградном сезоне. Но уже в своей следующей работе – абсурдной драмеди «Виды доброты», Лантимос возвращается к своему привычному стилю. Иными словами, перед нами довольно странная малобюджетная картина, истории которой можно растянуть на целый сериал. Сам постановщик называл «Виды доброты» триптих-басней, рассказывающий о человеческих пороках, доведённых до предела. Удивительно, но Лантимос также характеризовал фильм «чёрной» комедией, но комичных эпизодов практически нет. Тем не менее, любые недостатки «Видов доброты» компенсируются полной самоотдачей актёров, воплощающих на экране все неординарные и странные задумки греческого режиссёра!
Итак, фильм «Виды доброты» состоит из трёх малосвязанных новелл, в каждой из которых фигурирует загадочный персонаж с инициалами Р.М.Ф. Первая называется «Смерть Р.М.Ф.» и повествует про обычного клерка Роберта, чья жизнь полностью подконтрольна его боссу Рэймонду. Последний ежедневно присылает подчинённому распорядок дня, включающий точное время чтения «Анны Карениной» и дни, когда Роберту можно заниматься сексом с женой. За безоговорочное послушание герой получает разные спортивные мемобралии (например, разбитый шлем Айртона Сенны). Но когда Роберт отказывается убивать человека (Р.М.Ф.), его привычная жизнь даёт трещину. Вторая новелла, «Р.М.Ф. летает», рассказывает о полицейском Дэниеле, чья жена Лиз, морской биолог, пропала во время очередной экспедиции. Но когда она возвращается домой, Дэниел начинает подозревать, что эта женщина – самозванка. Тот самый пресловутый Р.М.Ф. мелькает на втором плане, когда происходит награждение спасённых. Финальная новелла, называющаяся «Р.М.Ф. ест бутерброд», повествует об Эндрю и Эмили, членах сексуального культа, ищущих «избранную», т.е., девушку, способную воскрешать мёртвых. Но она должна иметь трагически погибшую сестру-близнеца. Р.М.Ф. в данном сегменте убит!
Фильм начинается с исполнения небезызвестного хита 80-х Eurythmics «Sweet Dreams», строчки которого частично отображают происходящее на экране.
«Some of them want to abuse you // Some of them want to be abused»
«Одни хотят манипулировать тобой // Другие хотят, чтобы манипулировали ими»
Это и является самым точным описанием альманаха Йоргоса Лантимоса. Первый сегмент. Как только протагонист освобождается от «оков» начальника, его жизнь буквально теряет смысл. Он не способен реинтегрироваться в общество. Возможно, Роберту намного проще, чтобы за него всё решали, его контролировали, таким образом, снимая с протагониста ответственность за всё. Иными словами, перекладывание ответственности за своё существование – возможность почувствовать освобождение. Режиссёр саркастически высмеивает не совсем адекватную зависимость подчинённого от своего начальника, что приводит к неоднозначному, но всё же ожидаемому финалу. Второй сегмент напоминает работы Дэвида Кроненберга, ведь в истории наличествуют элементы бодихоррора. Зритель видит, как неконтролируемая паранойя приводит к психозу, и эта глава, начавшись, как хэппи-энд какого-нибудь триллера о счастливом воссоединение семьи, приводит к драме о каннибализме. Парадоксально, но в картине с названием «Виды доброты» отсутствует сама доброта, разве что о ней рассказывает героиня Эммы Стоун, когда ей приснился сон о захвате собаками всего мира, хорошо обращающиеся с людьми. Третий сегмент выглядит наиболее абсурдно, учитывая, что другая героиня Эммы Стоун буквально оказывается между двумя мирами: речь идёт о семье и секте. Несмотря на наличие подтекстов, Лантимос возвращается к лаконичности и аскетичности первых работ («Клык», «Альпы»), что приводит к самому жестокому, кровожадному фильму, в котором присутствуют элементы «чёрного» юмора!
Удивительно, но шестеро актёров (Эмма Стоун, Джесси Племонс, Уиллем Дефо, Маргарет Куолли, Хонг Чау и Мамаду Ати) сыграли абсолютно разноплановых персонажей в каждом сегменте. В первой истории Эмма Стоун находится на втором плане, во второй, это - полностью зависящая от мужа женщина, готовая ради него отрезать себе палец, в третьей – целеустремлённая сектантка, отвергающая собственную семью из-за религии. Неудивительно, что Джесси Племонс, поразивший многих небольшой ролью в «Падении империи», получил приз за «Лучшую мужскую роль» на Каннском кинофестивале! В первом сегменте он – безхарактерный мужчина, не способный самостоятельно принять решение, во втором – жестокий садист, постепенно сходящий с ума, в третьем – сектант, зависящий от мнения главы религиозной группы. Ну, а сам Р.М.Ф., сыгранный тёзкой режиссёра Йоргосом Стефанакосом, словно анекдотический персонаж, является олицетворением постановщика.
Визуально все истории расположены от самой простой до самой сложной и кровожадной. Местами авторы используют чёрно-белый стиль, но больше всего зрителю запомнится танец Эммы Стоун в финале третьего сегмента.
Актёры и персонажи.
Рита/Лиз/Эмили – Эмма Стоун;
Роберт/Дэниел/Эндрю – Джесси Племонс;
Рэймонд/Джордж/Оми – Уиллем Дефо;
Вивиан/Марта/сёстры-близнецы Рут и Ребекка – Маргарет Куолли;
Сара/Шэрон/Ака – Хонг Чау;
Уилл/Нил/работник морга – Мамуду Ати.
Итог: это – хорошее кино (7,5 из 10). «Виды доброты» - очередной специфический проект постановщика, в котором у героев меняются характеры, но неизменным остаётся сам Р.М.Ф. Лантимос не даёт моральную оценку происходящему, поэтому зритель словно сам становится участником этих жестоких и сумасбродных событий. Посмотреть «Виды доброты» стоит только, как минимум, ради каста!
Благодарю за прочтение! Всем добра!
#кино#фильмнавечер#новинкакино#фильм2024#драма#комедия#триллер