Немыслимое произошло с предпоследней работой Йоргоса Лантимоса: она стала международным хитом! Крайне эксцентричный и непростой постановщик прошёл путь от инди-проектов до всемирно известных картин, однако не изменил своего подхода к созданию фильмов. В прошлом году Лантимос взялся за экранизацию романа Аласдера Грея «Бедные-несчастные» 1992 года, представляющего собой неординарное переосмысление «Франкенштейна» Мэри Шелли с наличием идиосинкразии. Безусловно, сюжет оригинала претерпел значительные изменения, и кроме невероятно странного повествования, авторы изменили оптику нарратива: в романе Грея история Беллы была изложена устами мужчин, влюблённых в неё, в то время, как экранизация Лантимоса полностью опирается на восприятие окружающего мира самой героиней. Но стоит учесть, что сценарий разворачивается в зоне комфорта постановщика, т.е., своеобразной альтернативной реальности, где присутствует магия!
Викторианский Лондон. Беременная девушка падает с моста в Темзу. Она умирает, но её нерождённый ребёнок жив. Тело девушки достаётся гениальному хирургу Гудвину Бакстеру, которому удаётся её оживить, пересадив погибшей мозг нерождённого ребёнка. Теперь девушку зовут Белла, и она учится жить заново, но пока у неё ограниченный словарный запас и проблемы с координацией, а своего «отца» она называет Богом (God сокращённо от Godwin). В скором времени на Гудвина начинает работать молодой медик Макс, и он может стать неплохим мужем для Беллы по мнению Бакстера. Однако в её жизни появляется юрист Данкан Веддерберн, с которым Белла сбегает в эротические путешествие, начиная исследовать свою сексуальность!
«Ты думаешь, что вот-вот завладеешь тем, о чём безнадежно мечтали поколения мужчин: душой невинного, доверчивого, беспомощного ребенка в роскошном теле очаровательной женщины» - слова из первоисточника, написанного Аласдером Греем, подчёркиваются специфическим повествованием: Белла начинает познавать окружающий мир через секс. Сначала она погружается в омут гедонизма с юристом Данканом Веддерберном, а затем переезжает в парижский дом терпимости. Учитывая этот факт, неудивительно, что повествование «Бедных-несчастных» вращается вокруг сексуальных инсинуаций, и в картине довольно много откровенных сцен, способных отпугнуть наиболее пуританскую часть зрителей. Этот факт смутил и многих критиков, хотя подобные сцены сняты нелепо и служат лишь инструментом, через который главная героиня познаёт себя, мужчин и весь мир. «Бедные-несчастные» затрагивает и социальные темы, например, извечный вопрос о месте женщины среди мужчин. Зрителю видно, что чем «старше» становится Белла, тем сильнее замечает двойные стандарты, ханжество и несправедливость вокруг себя, при этом называя вещи своими именами. Девушка не боится выйти за грани дозволенного, вызывая удивление у окружающих людей. Однозначно, «Бедные-несчастные» - кино не для всех, однако эта фантасмагоричная история способна увлечь.
Неудивительно, что Эмма Стоун получила Оскар за «Лучшую женскую роль», ведь её героиня, совмещающая черты набоковской Лолиты и невесты Франкенштейна, великолепна. Поначалу перед зрителем предстаёт ребёнок в теле взрослой женщины, развивающийся с течением хронометража. Уиллем Дефо, чьё загримированное лицо, выглядящее, словно его разбили, а потом склеили по осколкам, неподражаем в образе Гудвина Бакстера, не желающего отпускать свою «дочь». Ну, а Марк Руффало, в очередной раз доказывает, что способен играть многогранных персонажей и вне киновселенной Marvel.
Первый акт «Бедных-несчастных», происходящий в пределах дома Гудвина, выполнен в чёрно-белой палитре, но как только Белла покидает его, фильм становится цветным, напоминая ретрофутурический стимпанк: в городе по небу передвигаются необычные трамваи, а по океану плывут фантастические корабли. Добавлю, что постановщик нередко прибегает к приёму «рыбьего глаза», усиливая сюрреалистичное повествование. Также в кадре появляются результаты экспериментов Гудвина Бакстера, напоминающие подопытных из мультсериала «Южный парк»: четырёхногие гуси или курица с головой мопса.
Актёры и персонажи.
Белла Бакстер – Эмма Стоун;
Гудвин Бакстер – Уиллем Дефо;
Данкан Веддерберн – Марк Руффало;
Макс МакКандлес – Рами Юссеф.
Итог: это – отличное кино (8,5 из 10). «Бедные-несчастные» - специфичная и абстрактная картина, но, несмотря на комедийные сцены, развлекательная составляющая в фильме Йоргоса Лантимоса почти отсутствует. Возможно, название фильма является отражением того факта, что в «Бедных-несчастных» нет действительно счастливого персонажа. Возможно, быть бедной и несчастной для кого-то вполне нормально, так как в любой момент можно пересадить мозг козла абьюзеру и стать счастливой!
Благодарю за прочтение! Всем добра!
#кино#фильмнавечер#фильм2023#драма#комедия#экранизация