В целом, в том, что товар, побывавший в употреблении, теряет иногда сразу половину стоимости, нет ничего удивительного. Однако автомобиль - довольно дорогое удовольствие. И логика ценообразования немного иная. Да, с рук всегда дешевле, чем в магазине. Но часто не намного. “Китайцы” же, даже дорогие, на вторичке часто выглядят очень привлекательно! В чем причина и стоит ли гнаться за дешевизной?
Что представляют собой автомобили, созданные в Поднебесной?
В КНР довольно своеобразно относятся к продажам на мировом уровне. Поэтому с одной стороны, маркетологи активно изучают спрос и современные тенденции, определяют, чего ждут потенциальные покупатели. В свою очередь инженеры трудятся над созданием именно того, на что высок спрос. Причем, часто китайцы не чураются откровенного воровства идей и подсматривания технологий. С другой - большая часть изделий производится из самых дешевых и низкопробных материалов.
Это можно понять - с тем объемом товаров, который сходит с китайских конвейеров, никаких ресурсов не напасешься. Опять же - современные производители нацелены на то, чтобы покупатель приобретал вещи как можно чаще. Если что-то вышло из строя, человек просто вынужден снова нести свои деньги продавцу. Все это - прибыль производителя.
Поэтому китайская машина стильно выглядит, имеет самую современную электронную “начинку”, стоит дешевле, чем аналоги. Важно и то, что на заводах часто реально прислушиваются к мнению потребителей. Если техническое решение вызывает дискомфорт или создает трудности в эксплуатации, его изменят! Ведь от этого зависит объем продаж. Однако недолговечность и низкое качество товаров из Китая уже давно стало легендой. Люди просто не верят, что автомобиль, которым уже кто-то пользовался (заметьте, неясно еще и насколько хорошо относился к машине бывший владелец) прослужит долго.
Явные недостатки китайских автомобилей
Столкнувшись с ремонтом многие владельцы “китайцев” проклинают день покупки. Если автомобиль стоит дешевле, чем схожая по характеристикам модель из Европы или России, то запчасти на удивление дороги. И деваться некуда - автомобиль уже приобретен. Но ведь еще и нельзя просто прийти и купить! Часто в салонах сообщают, что нужно ждать, пока деталь приедет из Китая. И срок может оказаться немалым - по нескольку месяцев! Впрочем, в этом тоже нет ничего удивительного - автомобилей продают много, и производство расходников просто не успевает за этим потоком. Если деталь изготовлена, она устанавливается на новую машину. Цены - выше, чем на подобные узлы и детали для “европейцев”. Немудрено, что ездить на “китайце” относительно выгодно до момента, когда закончится гарантия.
О недолговечности всего китайского сложены легенды. Но надо отдать должное азиатским автомобилестроителям - они стараются выйти на новый уровень. Качество сборки улучшается буквально с каждым следующим автомобилем. Однако этого явно недостаточно, и часто первые поломки случаются буквально через месяц эксплуатации. А сколько их накопится к моменту перепродажи? Рисковать и брать кота в мешке готовы немногие.
К тому же, “благодаря” дешевым материалам, особенно - металу низкого качества, который в Китае используют буквально во всем, износ автомобиля действительно происходит быстрее, чем у многих других машин. В итоге за три года в первых руках “китаец” теряет до 60% первоначальной стоимости (инфляцию и рост цен в расчет не берем). Средний “европеец” или “азиат” за эти годы подешевеет лишь на 10-30%.
Другие важные факторы
Отсутствие репутации. За долгие годы существования известных брендов сложились определенные стереотипы. Любой “немец” - это качество и долговечность. При этом Volkswagen считается довольно бюджетным, а Mercedes - для избранных. “Азиаты” славятся как надежностью, так и наличием современных гаджетов - в плане электроники они ценятся больше, чем те же “немцы”. А что такое “китаец”? Толком неизвестно. Да еще и не развивается какой-то один бренд - в многочисленных названиях уже можно запутаться. Поэтому не работает принцип “купить подержанное авто и похвастаться “именем”. А значит, заинтересовать потенциального покупателя можно только реально низкой ценой.
Почти безнадежны в плане продаж “китайцы”, ввезенные в Россию по параллельному импорту. С ними изначально много проблем из-за отсутствия гарантии, а уж с годами ситуация точно не улучшается. Такую машину даже за небольшую сумму можно продавать очень долго.
Из “официальных” машин наибольший интерес вызывают бюджетные модели. Логика проста - такие авто менее “нафаршированы” электроникой, часто проще конструктивно. А значит, и поломок в них должно быть меньше. Так что граждане, ищущие “рабочую лошадку” или непритязательные в плане комфорта готовы рассмотреть “китайца” со вторичного рынка.
При прочих равных покупатели выбирают те марки, которые дольше поставляются в нашу страну. Уже есть некоторая статистика о их эксплуатации, поэтому можно предположить, чего ожидать и решить - нужно ли это.
В целом же “китаец” - не лучшее решение для покупки автомобиля на вторичном рынке. Разве что вы приобретете машину у хорошего знакомого, который не будет ни завышать цену, ни обманывать насчет состояния транспортного средства. Но сами понимаете - такие случаи очень редки.