Занятия по тренировке памяти ребенка должны быть направлены на развитие у ребенка ассоциативного мышления, умения сравнивать запоминаемые предметы, находить в них черты сходства и отличия, а также необходимо формировать и закреплять навыки концентрации, внимания и упорядочивания информации. Как это сделать расскажет специалист семейного центра "Доверие" Наталья Яковлева.
Любые навыки ребенку легче познавать в игровой форме. Например:
1. Предложите ребенку внимательно рассмотреть предмет, который есть в доме. Например, диван, вазу, люстру, любую игрушку. Потом повернуться к предмету спиной и описать его как можно более подробно. Потом ребенок дает вам подобное задание.
2. Назовите какой-нибудь предмет и попросите ребенка рассказать как можно больше об этом предмете: как он выглядит, какой он формы, цвета, какие он может издавать звуки, для чего нужен и т. п. Можно помогать ребенку, задавая наводящие вопросы. Например: арбуз – большой, тяжелый, сверху зеленый внутри красный и с косточками, хрустящий, сладкий, вкусный; тапочки - мягкие, разноцветные, левый и правый, детские или взрослые, теплые, домашние. Тот предмет, который более всего понравится описывать ребенку, можно попросить нарисовать.
3. Вырежьте из старых газет и журналов 10-15 картинок. Разрежьте их на две части: наискосок, посередине, вдоль, поперек и т.д. Перемешайте и попросите ребенка собрать картинки.
4. Приготовьте несколько игрушек-животных, имеющихся у ребенка. Например: мишка, тигр, лягушка и прочее. Попросите ребенка изобразить любое животное (из имеющихся) не называя его вслух: как это животное двигается, рассказать что ест, как умывается, какие издает звуки, где живет. Потом вы «угадываете» что это за животное. После игры с живыми существами (животными) можно также «оживлять» в воображении неодушевленные предметы. Попросите ребенка закрыть глаза и представить себе, как «оживает», например, диван или ведро. Затем «волшебник» рассказывает, что он представил.
5. Попросите ребенка нарисовать дерево (дом, подарок, цветок и т. д.). Малыш должен зарисовать возникший перед ним зрительный образ. Можно усложнить задание, попросив нарисовать радость (страх, смелость, злость и т. д.). Перед выполнением этого задания желательно прочитать вместе с ребенком какую-нибудь книгу или обсудить ситуацию, в которой задействованы эти эмоции. (Упражнение на развитие способности к воссозданию мысленных образов (визуализации понятий)
6. Отправьтесь вместе с ребенком в магазин. По дороге обсудите: что вам нужно купить. В магазине старайтесь комментировать свои действия, спрашивайте мнение малыша относительно той или иной покупки. Придя домой, подведите итоги: «Что мы купили, помнишь? Ничего не забыли?» Пусть ребенок поможет вам выложить покупки из сумки и разложить их по полкам или шкафам. При этом говорите с ним о том, что вы вместе делаете: «Куда мы положим макароны? В шкафчик на полку. А мороженое? В холодильник. А хлеб?». Через некоторое время, как будто забыв, что где лежит, поинтересуйтесь у ребенка: «Ты не помнишь, куда мы положили хлеб? А мороженое?».
7. Эффективно помогает совершенствовать память ребенка заучивание скороговорок, веселых стихов. Например:
· У мышки в норке сыра горка.
· Купила бабуся бусы Марусе.
· Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
Целый день поёт щегол
В клетке на окошке.
Третий год ему пошёл,
А он боится кошки.
А Маша не боится
Ни кошки, ни щегла.
Щеглу дала напиться,
А кошку прогнала.