Появление Протестантизма в Китае и ужесточение гонений поздней Цин
В начале XIX века огромным Китаем начинают интересоваться протестанты. Протестантская миссия, прежде всего, началась с подготовки перевода на китайский язык Библии. Протестантский профессор Ованес Казарян, родившийся и получивший образование в Макао (португальская фактория в Китае), начал с перевода Евангелия, которое закончил в 1807 году. Британское и зарубежное Библейское общество опубликовало Новый Завет в 1813 году, а всю Библию в 1822 году. Это была первая известная полная печатная версия Священных Писаний на китайском языке. Католики тоже переводили Библию, но у них к тому моменту был только Новый Завет на китайском.
Первым успешным протестантским миссионером стал преподобный Роберт Моррисон, который также начал заниматься параллельно переводом Библии и подготовкой к еë распространению в условиях уже изолировавшегося Китая, где распространение христианского учения было под запретом. За период своего долгого служения в Китае Моррисон крестил всего семерых китайцев. Но все они стали убеждёнными протестантами и активно проповедовали.
Ситуация в стране к тому времени накалялась всë сильнее, росла ненависть Цинского правительства и фанатичных язычников к католикам, которым становилось всë труднее. Кодекс цинского правительства включал запрет на "Колдунов, ведьм и все суеверия". В 1814 году император Цзяцин добавил шестой пункт со ссылкой на христианство. В 1826 году император Даогуан, запретил распространять христианство среди ханьцев (китайцев) и маньчжуров. Новые христиане, которые не отказались бы от своего обращения, должны были быть отправлены в мусульманские города Синьцзяна, чтобы быть отданными в рабство мусульманским лидерам и беям.
Закон был направлен против Рима, но после того, как протестантские миссионеры в 1835-36 годах раздали китайцам христианские книги, император Даогуан потребовал сообщить, кто были те "предательские уроженцы Кантона, которые снабжали их книгами", так стало понятно, что закон касается любых христиан, а не только католиков. Истеричная христианофобия нарастала, преследования христиан становилось всë более ожесточёнными, Библии сжигали, новообращённых христиан продавали в рабство мусульманам, а католические церкви закрывали.
Эта безумная жестокость предопределила самоизоляцию Китая и отставание в развитии. Технологии, армия, производство - всë это стало приходить в сравнительный с Христианским Миром упадок. С нарастанием гонений на христиан начинается и период проклятий для страны, язычники Китая стали значительно более активно употреблять опиум, распродавая ради него свою страну, росла коррупция и внутренние волнения в Империи. Фарфора и шëлка не хватало, чтобы расплатиться за опиум и тогда в ход пошла продажа накопленного серебра.
Император, опасаясь оттока финансов, запретил под страхом смерти продажу и употребление опиума, но фактически этот запрет не действовал из за высокого уровня коррупции чиновников, позволявших контрабандную торговлю. Затем вспыхнули погромы европейских купцов и нападения на корабли торговцев со стороны таможни, это стало причиной первой так называемой Опиумной Войны, которую Поднебесная с треском проиграла. Мне этот исторический период напомнили строки Писания про гордость народа. "И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься" (Мф 11:23). Китай в своей гордости ожесточился на христиан, не сделавших ему ничего плохого за многовековую историю присутствия в этой стране.
Каждый раз усиление гонений на христиан приводило империю к разрухе. Власти наслали на свою страну проклятья в виде того самого так называемого периода ста лет унижений Западом. Европейские державы прежнее восхищение сменили на гнев и презрение по отношению к Китайской Империи. Первая Опиумная война стала благом для христиан, поскольку Великобритания по условиям мира также запретила гонения на католиков и протестантов в нескольких регионах Китая, распространив там своë влияние. Отныне трогать христиан боялись, и численность верующих стала быстро расти.
Христианское Царствие Небесное в Китае
Империя Цин была благосклонна только к немногочисленным завоевателям маньчжурам, они занимали все высшие должности и продолжали откровенно унижать основную массу китайцев, не имевших таких привилегий. Тяжëлое поражение в ходе первой опиумной войны (1839-1942г) серьëзно пошатнуло положение маньчжурского двора, что почувствовали недовольные властью маньчжуров китайцы, мечтавшие о своей национальной империи. Британцы были единственные на тот момент, кто одержал победу над ненавистным императором-маньчжуром. Может это означает, что религия этих варваров чем-то необычна? Возможно, именно усиление западного влияния стало заинтересовывать китайцев в религии Запада, ведь они увидели успешный пример унижения казавшегося просто непобедимым императора-маньчжура. Христианство из-за своей преследуемости властями также стало обретать ореол религии некоего бунтарства. Идея христианства как религии, противостоящей конфуцианской языческой системе, требовавшей безропотно подчиняться власти, начинает распространяться в Китае, но чтобы всë вспыхнуло требуется лидер.
Однако с учётом культурных особенностей требуется не просто лидер, а тот у кого есть мандат неба, то есть легитимный император, Сын Неба, потомок Бога. Как бы христианство не распространялось в головах ханьцев, они всë ещë поддерживали традицию и просто не знали того, что власть вовсе не обязательно может быть у человека так скажем "не небесного происхождения". В Западной историографии, не зная данное обязательное требование на роль кандидата, обычно считают Хун Сюцюаня просто неким безумцем, который как какой то дикарь и синкретист объявил себя младшим братом Иисуса. Для нашего христианского учения это однозначно ересь, но для скорого бунта это была просто необходимость.
За обычным школьным учителем в Азии никто не пойдëт, а за младшим братом Иисуса вполне себе, да и поводов к восстанию накопилось немало, страна прозябала в нищете, пока маньчжурский двор тонул в роскоши. Хун Сюцюань, объявив себя младшим братом Иисуса, наделил себя легитимностью, но вот что интересно, сам он отверг прямое божественное происхождение и объявил, что все христиане являются братьями или сëстрами Иисуса и детьми Бога Отца. Иисуса как Бога он не признал и никак не мог понять догмат о Триединстве. Иисус для него был великим существом искупителем и посредником с Богом Отцом, но не Господом. Хун Сюцюань начал восстание и стал одерживать одну победу над маньчжурами за другой, постепенно создавая регион подконтрольный повстанцам на целых 32 миллиона китайцев. Он объявил в этом регионе Царство Божие на Земле, просуществовавшее с 1851-1864 г, а себя Небесным Императором. Он взял себе и духовную, и светскую власть, провозгласив абсолютную теократическую монархию.
Восставшие были прозваны тайпинами. Хун Сюцюань также провозгласил создание новой синкретической к христианству религии Общество поклонения Богу, сами себя они также называли христианами, но, понятное дело, поддержки от протестантских или католических миссий их движение не получило, от восставших открестились как от еретиков. К восстанию присоединились местные христиане, измученные дискриминацией. Тайпины-христиане начали масштабное истребление всех нехристианских религий, началось уничтожение конфуцианства, даосизма и буддизма. Маньчжуры стали терпеть одно поражение за другим, Христианская Китайская Империя стала быстро расти.
При этом сразу наметилась разница между воинами тайпинами и правительственной армией. Тайпины отличались строгой христианской военной дисциплиной, было запрещено выпивать, употреблять опиум, грабить и беззаконно убивать. В это время армия Цин тонула в употреблении опиума и занималась массовыми убийствами и грабежом в регионах восставших. Они в отличие от Цинского Китая были открыты для христианских миссий и технического прогресса. Тайпины запретили варварский обычай бинтования ног у девушек, делавший их калеками, запретили алкоголь, опиум, аморальный образ жизни, отобрали земли у крупных маньчжур землевладельцев и раздали их обедневшим крестьянам.
Величайшая ошибка Запада в Азии. Как Китай мог стать Христианской Империей?
Маньчжуры не могли никак подавить восстание тайпинов (1850-1864г). Империя была на грани грандиозного поражения. Чтобы победить, правительственная армия прибегла просто к чудовищной жестокости, вырезались целые области и города на Юге Китая, убивали всех без разбора, поддерживает ли он тайпинов или нет. Массовые казни, правда, приводили к обратному эффекту, и христиане продолжали крепнуть и побеждать. И тут на сцену выходит новый откровенно предательский для Христианского Мира союз Британии и Франции, на стороне очередной языческой державы, жестоко истребляющей христиан.
Британия и Франция уже спасли в тот период Османскую Империю от разгрома в Крымскую Войну. Христиане тогда клали головы в Крыму за турок, которые впоследствии благодаря этому будут иметь возможность организовать геноцид христиан на Балканах и в Армении. Теперь же европейцы пошли на сделку с жестокой Империей Цин в помощи им в войне с тайпинами. Дело в том, что в тот период вспыхнула Вторая Опиумная война (1856-1860г). Британия и Франция получили от Китая огромную контрибуцию, привилегии на торговлю и расширение колониального влияния в Империи Цин. Империя Тайпинов же не имела с европейцами каких-либо договоров.
Это предопределило то, что колонизаторы предпочли поддержать в войне обязанную им Империю Цин. Британия и Франция вступили в войну против Империи тайпинов, что предрешило восстание, и они проиграли. Юг Китая был затоплен в крови. После подавления тайпинских армий объем убийств правительственной армией на Юге достигал 70000 человек ежесуточно. В одном только Нанкине, столице Царствия Божьего на Земле, было зарезано или сожжено заживо более 300 000 китайцев. Произошёл настоящий геноцид людей, желавшего свободы от чудовищной языческой системы и иноземного порабощения маньчжуров. Правительство объявило, что погибло не более 20-30 миллионов китайцев, что было значительным снижением реальных чисел, которые вероятно переваливают за 70 миллионов.
Но самое страшное поражение произошло в головах у китайцев, которые были так очарованы строками Библейского Писания про свободу, равенство, справедливость. Кстати, тайпины даже организовали выпуск собственных Библий. Теперь же они разочаровались даже в тех крохах христианства, которые тогда увидели. Империя погибла и вместе с ней погибли надежды на Христианский Китай. Да, мне могут возразить, мол какой же это Христианский Китай с еретиками во главе? Но нужно понимать, что христианское учение там было, конечно, только в зародыше, но оно уже прорастало, христиане, которые и ранее были христианами, продолжали исповедовать Триединство Бога и "арианская" ересь Хун Сюцюаня быстро бы ушла после его ухода от власти, тем более, что протестантские миссионеры в тот период хлынули в страну, и они бы всë равно постепенно выправили местный синкретизм в сторону Христианства. Нужно было дать время этому государству проявить себя.
Причëм тайпины ведь вообще никакой ненависти к Западу не испытывали, вступление в войну Британии и Франции было сильнейшим ударом по их моральному духу, ведь они видели в христианах единоверцев и союзников, но были в итоге преданы. Восстание было подавлено, христианство в Китае понесло колоссальные репутационные потери, но идеи того, что христианство религия бунтарская, против сложившейся жестокой системы конфуцианства, продолжало оставаться в умах некоторых недовольных маньчжурами китайцев, что ещë повлияет на историю Китая, но не столь масштабно как при тайпинах.
Если бы не действия колонизаторов, то мы возможно жили бы в Мире христианского 1,5 млрд Китая. Но, к сожалению, эти мечты были похоронены вместе со всеми восставшими воинами Царствия Небесного в Поднебесной. И всë же империя Цин после этой войны уже не могла оправиться, христианские миссионеры многими тысячами прибывали в Китай, и маньчжуры ничего с этим поделать не могли. Скрежет языческих зубов становился всë громче, фанатики во всех бедах стали винить христиан и Запад, идеи вестернизации, активно проникавшие в Китай, стали встречать яростный отпор.
Христианство в Китее второй половины XIX века. Начало новой волны масштабной евангелизации.
К началу 1860-х годов движение христиан-тайпинов было истреблено. Их религиозное рвение и борьба с язычеством стало причиной того, что часть ханьцев (китайцев), фанатичных язычников, перешла на сторону маньчжур и отказалась от восстания против ненавистной им династии. Отныне эти язычники считали, что воевать за маньчжуров - это единственный способ сохранить их так называемые "традиционные ценности" и не дать Китаю развиваться по западному образцу. Появляется боязнь всего западного, ассоциировавшегося с христианством. Железные дороги, больницы, промышленные станки, телеграфные линии - всë это стало считаться христианским проклятьем и передатчиком христианской магии. Христианофобия доходит до истеричного безумия. Язычники мечтали повернуть всë вспять и избавиться от всех христиан в стране, но пока их сдерживали сами власти Цин, которые боялись трогать христианских миссионеров, чтобы не вызвать гнев Запада.
Протестантские миссии после Первой Опиумной войны 1839-1842 года изначально были ограничены лишь пятью прибрежными городами. Однако к концу столетия картина сильно изменилась. Было организовано множество новых миссионерских обществ, и несколько тысяч миссионеров работали во всех частях Китая. Постепенно Поднебесная попадала во всë большую зависимость от Запада, превращаясь в полуколонию. Новые договора вынудили китайское правительство допустить западных миссионеров вглубь страны. Практически на пепелищах бывшей Христианской Империи Тайпинов деятельность организовали новые миссионеры с Запада, хлынувшие в страну огромным потоком.
Их гнали великие пробуждения в США и развитие Евангельского Протестантизма, известного своим особенным религиозным рвением в деле евангелизации. Важную роль в христианизации этой страны сыграл Хадсон Тейлор (1832-1905) из Плимутских братьев. Он прибыл в Китай в 1854 году. Историк Кеннет Скотт Латуретт писал, что Хадсон Тейлор был "одним из величайших миссионеров всех времен". Этот служитель был ответственен за обращение в христианство множества китайцев. Также увеличивалось и количество католических миссионеров, наконец-то был снят официальный запрет на деятельность иезуитов и они начали возвращаться в страну.
Любопытно то, что католики и протестанты в Китае практически не соприкасались друг с другом, даже название Христианского Бога в китайском языке у католиков и протестантов было разным. Две конфессии вели деятельность полностью независимо друг от друга, практически не соприкасаясь. Численность христиан-китайцев снова стала резко возрастать. Христианские миссионеры открывали сотни больниц и начали внедрять современную медицину в Китае, вытесняя шарлатанскую и отсталую в средневековье "китайскую традиционную медицину". Евангелисты также начали открывать для китайцев приюты, школы, прочие учебные заведения, они во многом содействовали просвещению и модернизации Китая, выступая как благодетели и проводники вестернизации так необходимой Поднебесной.
Пропаганда против христиан в Китае в конце XIX века
В Китае после опиумных войн христиане получили поддержку от Западных держав, отныне китаец-христианин оказывался под юрисдикцией Западных властей и его нельзя было беззаконно осудить. В то же время, к концу XIX века, в Поднебесной начинает процветать антихристианская пропаганда. Местная знать публиковала ненавистническую литературу против иностранных миссионеров. В одном трактате об иностранных миссионерах писалось, что они молились распятой свинье (Иисусу) — католическим термином для обозначения Бога был Тяньчжу (Небесный Господь), в котором китайский иероглиф "чжу" имел то же произношение, что и слово, обозначающее "свинья". В брошюре также было показано, как христианское духовенство участвует в оргиях после воскресных служб и удаляет плаценты, груди и яички у похищенных китайцев. Трактат завершился неоднократными призывами к истреблению христиан.
В начале 1890-х годов на севере Китая началось катастрофическое ухудшение жизни крестьянства северных провинций в результате стихийных бедствий (на протяжении ряда лет здесь повторялись засухи, которые наряду с эпидемиями холеры истолковывались как последствия появления христиан, «заморских дьяволов» или «белых чертей»). Говорили, что пасторы и священники навлекают на Империю посредством колдовства стихийные бедствия и засуху. Нападкам подверглась и Французская католическая миссия, Ассоциация святого детства (L'Oeuvre de la Sainte Enfance) - католическая благотворительная организация, основанная в 1843 году для спасения китайских детей. Она стала мишенью китайских антихристианских протестов, особенно во время резни в Тяньцзине в 1870 году. Беспорядки вызваны были ложными слухами об убийстве младенцев католиками. Это привело к убийству французского консула и спровоцировало дипломатический кризис.
О христианах начинают ходить небылицы, которые можно сравнить с травлей христиан в Римской Империи или евангельских протестантов в СССР. Распускались слухи, что христиане приносят в жертву младенцев, пьют кровь, устраивают оргии. Можно сказать, конечно, как же так, как в это можно было поверить? Но вот в советские годы всерьëз верили, что баптисты приносят детей в жертву, а пятидесятники практикуют массовые самоубийства, силу отупления народа и превращение его в стадо пропагандой не стоит недооценивать. В стране появляются тайные сообщества фанатиков-язычников, распространяющие призывы к убийству христиан. Самое крупное движение было Ихэтуане. Они начали в своей пропаганде использовать "народные" стихотворения с призывами к убийствам христиан, государственных чиновников и иностранцев. Далее их творчество:
Волосатые иностранцы распространяют христианство
Волосатые иностранцы —
Отъявленные негодяи.
Они прикидываются, будто приехали
обращать в христианство,
А втихую обманывают людей.
Иностранные миссионеры
Строят церкви на китайской земле,
Кладут китайские балки.
Китайский кирпич,
Принуждают китайских мастеров.
Нет дождей.
Земля сохнет —
Это христианские церкви заслонили небо.
Вот расправимся с заморскими чертями —
Хлынет проливной дождь.
Недоброе сердце
На небе — рай, а на земле — Сучжоу и Ханчжоу,
Виноград из Сюаньхуа сладок и ароматен,—
И верят какой-то святой матери!
Ходят в какую-то католическую церковь!
Почитают лишь иностранцев и не признают отцов
Обращенные китайцы, обращенные китайцы
Почитают лишь иностранцев и не признают отцов.
Выдают им наши секреты.
Выслуживаются перед иностранцами,
вертятся вокруг них.
Обращенные китайцы воспрянули.
По-собачьи пресмыкаясь,
Они насильничают и бесчинствуют.
Они совсем не китайцы,
Надеясь на силу иностранцев.
Исповедуют иностранную религию,
Ни стыда, ни совести.
Они совсем не китайцы,
Они и родословную давно сменили.
Не попади в ловушку
За несколько юаней
Исповедуешь христианскую религию;
Попадешь в эту ловушку —
Рано или поздно поплатишься жизнью
Чиновники — наши смертельные враги.
С виду они вместе с нами.
А втайне — заодно с иностранцами.
Они впустили иностранцев
Да еще уверяют, что нам на пользу.
Возьмем-ка хороший нож,
Оседлаем хорошего коня
И перебьем их всех до единого.
Восстание Ихэтуаней, геноцид христиан и "Варфоломеевская ночь" в Пекине.
К 1900 году численность христиан-китайцев без учëта иностранцев в Китае была примерно следующей: 500 000 католиков, 60 000 протестантов и около 1000 православных. С 1898 года по 1901 год в Цинской Империи бушевало восстание против христиан, которое можно приравнивать к геноциду. Восставшие боевики-ихэтуани использовали практики одержимости для ведения боя, эти бесноватые верили, что их заклинания защитят их от пуль европейцев, а с небес к ним спустятся миллионы духов в борьбу против христиан. Одним из самых страшных событий восстания стала так называемая «Варфоломеевская ночь» в Пекине. Тогда ихэтуани ворвались в город по предумышленному попустительству императрицы Цыси и уничтожили всех проживавших в городе христиан.
После смерти каждому ихэтуаню обещалось воскрешение. Причëм в их составе в погромах участвовали не только мужчины, но и женщины, и даже совсем молодые подростки, почти дети, которые также занимались пытками и расчленением христиан. Впереди войска ехали на осликах девочки в красном с красными фонарями и пели песню: «женщины - не причесывайте волосы, отрубим головы чужеземцам, тогда расчешемся. Изорвем электрические провода, вырвем телеграфные столбы, разломаем паровозы, разрушим пароходы, убитые дьяволы уйдут в землю, убитые дьяволы отправятся на тот свет».
Повстанцы метили дома христиан кровью – это значило, что дом обречен на сожжение, а его хозяин - на смерть. Вступив в Пекин, боевики на центральной площади деревянной пилой напополам распилили председателя правления КВЖД; у японского секретаря посольства отрезали нос, уши, губы, пальцы, вырвали сердце, а из кожи на спине вырезали пояса. С 23 на 24 июня 1900 они устроили настоящую "Варфоломеевскую ночь", истребив всех христиан Пекина. Очевидцы свидетельствовали: «страшна была их участь. Им распарывали животы, отрубали головы, сжигали в жилищах». Всего в ходе восстания в городе погибло 30 000 христиан.
Дипломат Борис Евреинов описывал увиденное после погрома католического прихода Нань-Тан у Восточных ворот города: «Целые чаны были полны кровью, — писал он, — повсюду валялись изуродованные трупы стариков, женщин и детей; большинство из них умерло после страшных мучений, судя по застывшим в ужасных судорогах трупам. Были маленькие дети с раскрытыми внутренностями, с выколотыми глазами, с раздробленным черепом и ещё признаками жизни. В одном углу был найден костер с обугленными телами 40 девушек, по-видимому, поскольку трупы были связаны, сожженными живыми». Ихэтуани часто расчленяли трупы тех, кто верил в Иисуса — многие из них были уверенны, что иначе христиане обладали способностью воскресать на третий день. Боевики на месте сразу убивали всех иностранцев, но христианам-китайцам предлагали выбор, либо они умрут со Христом, либо отрекутся от Христа. Многие были убиты, но были и отрëкшиеся. В одном только Пекине погибло до 30 000 католиков и 2 000 протестантов; из 2500 протестантских миссионеров было убито 134, православных было убито 300 человек. Количество убитых по всему Китаю было ещë большим.
Такое чудовищное зверство не могло остаться безнаказанным, солдаты практически со всей Христианской Цивилизации грузились на корабли что бы нести возмездие и правосудие Бога Саваофа. Альянс Восьми Великих Держав состоящий из: Австро-Венгрии, Великобритании, Германской Империи, Италии, США, Российской Империи, Франции и Японии, объединил силы для жестокого подавления восстания, пощады ждать ихэтуаням не стоило. Европейские армии штурмовали Пекин, в ходе боëв был разрушен Летний Дворец и награблены бесчисленные культурные ценности, восстание в ходе дальнейших боëв было жестоко подавлено. На Китай были наложена огромная контрибуция, которую ему пришлось выплачивать десятилетиями. После этой войны Империя Цин фактически потеряла суверенитет и стала полуколонией. По результатам мирных договоров Китай был обязан казнить всех участников и зачинщиков восстания и запретить деятельность всех религиозных сообществ экстремистов, призывающих к расправам над христианами.