Найти тему
NikRud

ВНИМАНИЮ РОДИТЕЛЕЙ!! ДЕТИ В БОЕВЫХ ИСКУССТВАХ (Беседа 6)

Беседа 6.

РЕБЕНКУ – ПЯТЬ ЛЕТ

Ну, что ж, один учебный год прошел, пролетело лето. Группа собралась на первое в этом году занятие. Давайте посмотрим, все ли пришли? Нет, пока не все, может, еще не приехали с дачи или из дальних стран, куда ездили с вами – родителями, а, может, на семейном совете все решили, что «айкидо – это не для нас». Что ж, всякое бывает, но отсев из младшей группы после первого года обучения, как правило, невелик. Те, кому «айкидо – не для нас», отсеялись еще в первые недели занятий в прошедшем году.

Несмотря на трехмесячный перерыв ничего не забыто, и тренер начинает постепенно усложнять элементы техники. Особое внимание уделяется страховкам, то есть правильным падениям вперед и назад, исключающим получение травм. Остановимся на этих элементах подробнее. Вспомним, что айкидо – это борьба, и ее техника изобилует бросковыми приемами, а после каждого броска надо не только правильно и безболезненно приземлиться, но и тут же встать, чтобы продолжить отражать атаки партнера. Несмотря на

кажущуюся простоту, страховка – достаточно сложный элемент, требующий на первых порах продуманного и достаточно точного движения. Это потом страховки будут выполнять автоматически правильно, но до этого нашим

маленьким айкидокам еще далеко. В чем трудность?

Иногда в детских садах, куда ходят дети, их на занятиях физкультурой учат гимнастическим кувыркам. Страховка в айкидо – это тоже кувырок, но в отличие от гимнастического, где кувырок выполняется через голову и спину, страховка вперед в айкидо выполняется через руку, плечо и диагональ спины (страховка назад – в обратном порядке).

Выполнять и тот и другой кувырок правильно ребенку сразу не под силу. Поэтому в методике обучения страховкам существует большое количество подводящих упражнений, которые на первых порах кажутся нелепыми, если не говорить, неказистыми. К ним относятся «жучок», «ванька-встанька», «перекат с хлопком» и др. (ваш собеседник, как и прежде, технику движений не обсуждает). Эти же движения могут войти в программу детских экзаменов, которые очень любят смотреть родители, болеть за своих айкидок и удивляться, а то и возмущаться, непонятным для них телодвижениям.

На примере страховок айкидо хочется подчеркнуть, что несмотря на некоторые различия в методиках обучения детей элементам техники айкидо в различных клубах (секциях) у квалифицированных тренеров ненужных движений и упражнений не бывает. Все идет своим чередом, и как из отдельных кусочков складывается красочный пазл, так и из нелепых и неказистых с виду упражнений складывается отточенная техника. Доверьтесь тренеру!

И еще один элемент на первых порах вызывает у родителей недоумение. Это «сикко» - передвижение на коленях.

– Ну, зачем?! – иногда приходится слышать от удивленного папы, случай-но подсмотревшего кусочек тренировки, где ученики самозабвенно вышаги-вают на коленях. Кстати, технику выполнения этого элемента дети схватывают очень быстро.

Не будем забывать, что айкидо имеет древние исторические корни. Морихэй Уэсиба, создавая уникальную технику айкидо, опирался на опыт древних самурайских воинских искусств, в частности Дайто-рю Айки-дзюцу и различных школ дзю-дзюцу, таких как Кито-рю или Тэндзин синъё-рю (об этом мы уже говорили, когда касались жизнеописания Основателя айкидо). В этих школах активно использовалась техника борьбы, когда оба соперника сидят на коленях или передвигаются на них. Почему и зачем? Этому есть историческое объяснение.

Как известно, японцы предпочитают вести беседы в положении сэйдза. Так было в эпоху самураев, так зачастую бывает и в наши дни. И вот пред-ставьте, два самурая ведут неторопливый разговор, в ходе которого неожиданно возникает конфликт. Один самурай мгновенно выхватывает меч и наносит удар, второй вынужден защищаться. Встать на ноги времени просто нет. Был разработан целый комплекс приемов, выполняемых из положения сэйдза, который был творчески переработан Морихэем Уэсиба, в таком виде дошел до наших дней и в настоящее время является частью технического арсенала айкидо. Так что, дорогие родители, придется вам полюбить и этот раздел техники айкидо, а уж о пользе, которую приносит здоровью ребенка этот способ борьбы, мы с вами поговорим чуть позже.

Итак, в разгаре второй год обучения. Детям по пять лет. За их плечами уже достаточно много выученных специфических движений, подводящих или подготовительных упражнений. Пора посмотреть все ли они хорошо усвоили. Как вы помните, дорогие родители, качество приобретенных навыков в технике айкидо проверяется на экзаменах. Ну, какие могут быть экзамены у таких маленьких, спросите вы? Могут, и чем раньше, тем лучше. Конечно, это будут экзамены не на присвоение им ученических степеней «Кю» с вручением цветного пояса.

Здесь ваш собеседник сделает небольшое отступление, чтобы познакомить вас с системой присвоения степеней (разрядов) в айкидо.

В айкидо предусмотрена система экзаменов на присвоение ученикам ученических степеней «Кю» и мастерских степеней «Дан». Причем детям, в случае успешно сданных экзаменов, присваиваются степени от 10-го Кю до 1-го Кю, а взрослым от 5-го Кю до 4-го Дана. 5-й – 10-й Даны присваиваются персонально по рекомендации за определенные заслуги в деле развития айкидо, руководство школами, направлениями и т.д. и утверждаются руководителем Штаб-квартиры мирового айкидо в Токио – Хомбу Додзё. Но вернемся к детям.

Как правило, во многих клубах экзамены на 10-й – 7-й Кю для детей заменяют на предварительные (промежуточные) экзамены, не являющиеся официальными. По их результатам в некоторых клубах вручают свидетель-ства, в некоторых делают красные нашивки на пояса кимоно.

Первый официальный детский экзамен на присвоение степени в таких клубах является экзамен на 6-й Кю (а в некоторых клубах на 5-й) с вручением свидетельства об успешной сдаче экзамена и присвоении степени. В большинстве клубов ученику вручается также цветной пояс, соответствую-щий полученной степени, правда, цветность поясов и их соответствие степеням для различных клубов может отличаться. Но это, видимо, не столь важно. Главное, что цветной пояс является мощной мотивацией для маленького ученика и побуждает его тренироваться с удвоенной энергией, ибо в мечтах ему уже грезится черный пояс. Что ж, такие честолюбивые мечты должны сбываться, и задача родителей и тренера всячески поддерживать эти высокие устремления.

Итак, для младшего возраста в большинстве клубов предусмотрены промежуточные экзамены, на которых родители учеников и руководство Клуба посмотрят, каких успехов добились маленькие айкидоки – участники этой группы, а, главное, сами ученики в первый раз попадут в атмосферу экзаменов. Это очень важно, ибо если они сами и, конечно, родители окончательно решили, что айкидо – это всерьез и надолго, то с экзаменами им придется сталкиваться регулярно.

Собственно, первый промежуточный экзамен по инициативе тренера можно было провести и в конце прошлого учебного года, но это только в том случае, если тренер действительно уверен во всех своих учениках. Лучше, все-таки, посвятить первый год обучения плавному, мягкому и, как мы уже говорили, неторопливому введению маленьких учеников в удивительный, но очень сложный мир айкидо. А вот во второй год обучения, когда наши айкидоки освоились с атмосферой додзё, с новыми, поначалу непонятными движениями, когда эти движения повторены много раз и прочно отложились в памяти детей, а, самое главное, когда ученики почувствовали себя неотъемлемой частичкой этого мира, с необходимостью соблюдать все его законы, подчиняться требованиям, внимательно слушать тренера и затем в точности повторять показанные им движения, имеет смысл дать им понять, что пора отчитаться за проделанную работу и показать, прежде всего, родителям, чему они научились.

Экзамены для детей дошкольного и младшего школьного возраста проводятся два раза в год, как правило, в декабре и мае текущего учебного периода. Задача клуба (секции), превратить детский экзамен в настоящий праздник, где дети чувствовали бы себя спокойно и уверенно. Будем откровенны, это не совсем экзамен, а демонстрация достижений, и проигравших, то есть не сдавших, здесь не бывает. В конце концов, тренер обязан выпускать на экзамен только тех учеников, которые прошли весь курс обучения за первые полтора года занятий и потенциально готовы к сдаче экзамена.

Тех учеников начинающей группы, которые ходили на тренировки регулярно и практически занятий не пропускали, можно пересчитать по пальцам. Что ни говори, дети есть дети, и болезни липнут к ним, как пчелы к душистым цветкам. Большинство из них ходят в детский сад, где контактируют с другими детьми, мамы не всегда правильно одевают их, особенно в плохую погоду, а также вирусы, инфекции и пр., и пр. Конечно, в случае заболевания, ребенка на тренировку не поведут. Многие пропускают занятия неделями, некоторые месяцами. Что делать с теми учениками, которые вместе с группой перешли на второй год обучения, но значительно отстали от основной группы в техническом, физическом и психологическом плане?

Прежде всего, опытный тренер обязан показать и им самим и их родителям, что они не являются в группе изгоями и тренируются со всеми вместе и на равных. По возможности, следует обращать на них чуть больше внимания, подсказывая, подбадривая, утешая, но ни в коем случае не давая возмож-ность остальным ученикам насмехаться над неудачным движением или неспособностью выполнить то или иное упражнение. Это как раз к вопросу о создании тренером определенного морального климата, когда в группе процветают не насмешки и издевки, а дружелюбие и взаимопомощь.

Если же ученик в силу вышеуказанных обстоятельств совершенно не готов к экзамену, следует, обязательно обсудив с родителями создавшуюся ситуацию, объяснить ученику, что экзамен он будет сдавать через полгода и от основной группы он ну, никак не отстанет. Как правило, дети в таком возрасте лишены чрезмерных амбиций и легко соглашаются с такими доводами. Проверено опытом.

В экзаменационную программу первого предварительного экзамена входят, в основном, элементы, являющиеся подводящими к выполнению страховок, а также передвижение на коленях. Во втором предварительном экзамене некоторые элементы усложнены, к примеру, добавляется перекат назад (задняя страховка) через лежащего партнера, передвижения на коленях выполняются как лицом вперед, так и вперед спиной и пр. Надо сказать, что каждый клуб волен сам составлять программы предварительных экзаменов, однако, все клубы, ваш собеседник в этом уверен, на этом этапе обучения ставят своей главной целью научить детей страховкам или, как мы уже говорили, умению правильно падать. Это основа основ для дальнейшего успешного, а, главное, безопасного для детей, обучения технике айкидо.

Продолжение следует