#диванная_аналитика
По данным портала Автоньюс с августа 2023 года стоимость запасных частей на китайские автомобили серьезно увеличилась. Наибольшее подорожание коснулось кузовных элементов:
передний бампер - +70,9%, передняя дверь - +65%, стекла и фонари - +30%.
Как можно видеть, рост стоимости существенно больше инфляции, о которой отчитывается Центробанк — 9%. Следовательно, причины другие. Давайте попробуем разобраться
1) Рост спроса на запасные части при отсутствии, или незначительном росте предложения.
Рост продаж китайских автомобилей начиная с 2022 года растет ощутимо: из проданных новых 944 000 автомобилей 476 000 было китайскими авто, то есть доля рынка новых автомобилей составила больше 50%.
При этом большая часть из них приходится на большую китайскую тройку — Haval (а точнее GWM и его суббренды — Haval, Tank, Ora и сам GW), Geely (вместе с белорусским берндом, ставшим в 2024 году самостоятельным Belgee) и Chery с ее суббрендами (самопровозглашенным премиальным Exeed, бюджетной Kaiyi, молодежной Omoda и уже ее суббрендом Jaecoo, а также зашедшим отдельно от материнской компании Jetour).
При росте продаж и открытии большого количество дилерских центров, логистических центров запасных частей (ЦС — центральных складов) не прибавилось, а это приводит к тому, что даже дилеры вынуждены ждать поставки запасных частей, для восполнения своих складов. Дистрибьютор, учитывая обязанность дилера покупать запасные части у него, диктует свою ценовую политику, а дилер в свою очередь увеличивает отпускную цену в пределах, одобренных дистрибьютором.
2) Длительный срок поставки запасных частей «под заказ», как следствие «спекулятивное» повышение цен сторонними продавцами деталей.
При отсутствии возможности прямо здесь и сейчас купить запасную часть у официального дилера, владельцы автомобилей и кузовных сервисов приобретают запасные части у сторонних поставщиков, которые привозят запасные части напрямую из Китая, в обход дистрибьютора. А раз поставка не централизованная — стоимость доставки будет выше. Плюс старый добрый закон рынка — если дешево, то позже, если дорого — сейчас.
3) Проблемы с взаиморасчетами с китайскими поставщиками
Многие крупные китайские банки, опасаясь вторичных санкций, перестали принимать платежи за товары напрямую от российских покупателей. Выход был найден в виде банков посредников, но такой выход не обошелся просто так. Во-первых — банки-посредники берут комиссию от суммы платежа, что приводит к необходимости повышать отпускную цену для перекрытия этих издержек. При этом за последние месяцы ставка посредников с 3-4 % дошла до 10% и более. Во-вторых — увеличение срока поставки. Китайцы работают по принципу «Утром деньги, вечером стулья», поэтому пока поставщик не увидит оплату, товар отгружен не будет, поэтому время от заказа до отправки возрастает на длительность транзакций через посредников.
Рост цен не на запасные части не происходит просто так. В случае с запасными частями на китайские автомобили это обусловлено несколькими факторами. И внутренними — рост потребности в запасных частях при отсутствии роста предложения, а также внешними — санкциями и боязнью попасть под эти самые санкции у поставщиков и банков на стороне поставщика.
Снизить уровень цен может и локализация производства в России, и появление компаний, производящих запасные части аналоги, а также запасных частей для российского рынка и производств. Вопрос лишь в том, есть ли в этом интерес у рынка и государства. Мы или покупаем втридорога, или делаем свое. Во втором случае мы не только получим более дешевый продукт, но еще и рабочие места и отчисления в виде налогов, а также защиту потребителя от спекуляций с ценой на фоне колебаний соотношения спрос/предложения и от срока поставки.
Спасибо за прочтение!
Больше статей на моем канале, подпишись, чтобы не пропустить новые!