Обсуждения темы мифического тоннеля длинной 10 километров, наличия внутри железной дороги и бункера в самом конце в нашем узком кругу любителей индустриального туризма начинались с воспоминаний деда, который несколько раз писал в личные сообщения сообщества, что нам обязательно стоит побывать на этом объекте. Со слов дедушки (к такому выводу мы пришли, глядя на несколько фотографий в профиле), в его родном городе есть огромное подземелье, где одновременно расположена не только железная дорога, но и бункер с массивными герметическими дверями. Конечно, в упоминании, с его слов, не было никаких фантазий про чугунные тюбинги, как в метро, гермозатворов с электроприводом, и поезда-призрака на железной дороге. Но все равно, сообщение вызвало смех, да и только. Мы долго смеялись над словами деда, особенно над условными координатами входа, который был обозначен рядом с частным сектором, на выезде из города. Вход располагался там, где вокруг, кроме частных домов, не было ничего. Мы восприняли дедовы советы как рассказ очередного сумасшедшего, который бредил подземными советскими аэродромами и заброшенными подземными танковыми полигонами и просто забыли. Забыли до того момента, пока нам не предстояло ехать в этот самый город, посмотреть на одно интересное место. Заодно, и проверить координаты. Ведь точка сохранилась на карте.
Из Москвы до нужного нам места — 3 часа на электричке, 30 минут на такси и 20 минут пешком. Выезжать пришлось вечером, так как не у всех участников похода была возможность стартовать в дневное время.
Из Москвы выехали в 9 часов вечера, а приехали в 12 ночи. Немного перекусили у местного вокзала, вызвали такси и поехали дальше.
Вызвали прямо на вокзал такси, добрались до транспортной развязки и покинули транспорт. Далее — путь пешком, который мы преодолели достаточно быстро.
К слову, эти "дедовы координаты" были лишь попутной и неважной целью, которая была не так далеко от интересного объекта, куда мы направлялись изначально. Это, можно сказать, была авантюра, где мы не располагали надеждой увидеть что-то грандиозное, а по большей части убедиться, что там нет ничего интересного. Просто прийти, посмотреть, а потом с концами удалить точку с карты и отметить это место как посещенное и ничем не примечательное. С собой у нас было все необходимое для подобных путешествий. Несколько фонарей, батарейки, рации и комплект химзащиты от костюма Л-1. Нижняя часть комплекта химического костюма всегда путешествует с нами, т.к. сомневаемся в полном отсутствии воды в исследуемом заброшенном подземелье. Ни разу штаны химического костюма выручали нас по факту, и не приходилось проделывать обратный путь, так и не осмотрев затопленную подземку.
Мы пришли на точку, про которую рассказывал дед. Это был частный сектор, а внизу располагался овраг. Спускаться в овраг было не так просто, и часть людей и вовсе не хотела туда спускаться, назвав это самой настоящей помойкой. А ведь это действительно была помойка. Жители частного сектора превратили овраг в стихийную мусорную свалку, скорее всего, нелегальную. Что там только не валялось. Начиная от разных мелочей, заканчивая бытовой техникой.
И что же тут может быть интересно? Где тот самый тоннель, про который нам рассказывали и так советовали посетить? Из самого интересного на этой территории был найден только игрушечный лимузин, где внутри тусовались игрушечные чиксы и их бойфренды. Переступая через наваленный мусор, мы походили вокруг и уже приняли решение возвращаться обратно, как один из участников похода радостно вскрикнул и сказал, что нашел проход под землю, а за ним — длинный тоннель.
Вот только был нюанс. Тоннель был сильно затоплен, от места входа не было видно его конца. Пространство позволяло без препятствий попасть внутрь и начать путь. Но начать путь мог только один человек, поскольку комплект костюма химической защиты был только один. Мы долго думали, стоит ли тратить на это время, ведь объект не казался интересным. Был похож на самый обычный недостроенный коллектор, с кучей мусора внутри и неизвестно, какие сюрпризы скрывались под водой.
В конце концов, один из участников похода решился пойти на разведку, быстро переоделся, взял в руки штатив с фотоаппаратом и отправился в подземное путешествие. Мы остались ждать его на поверхности, отбиваясь от роя комаров. Спустя час мы услышали приближающиеся шаги. Товарищ шел обратно, сотрясая мутную воду ногами. Вылазит и произносит, что туда однозначно стоит идти, и место действительно интересное. Там действительно есть место похожее на бункер, а также присутствует железная дорога. Никаких подробностей он рассказывать не стал, но посоветовал быть осторожнее внутри, чтобы внимательно смотрели под ноги и держали равновесие, перемещаясь по вязкой глине, скрывающейся под водой.
Товарищ снял мокрые штаны химического костюма и передал их мне, после чего я аккуратно спустился вниз, держа в руке камеру, закрепленную на штативе.
Так выглядит вход в тоннель с противоположной стороны.
Аккуратными шагами расталкиваю весь мусор.
Пройдя несколько метров вперед, никакого мусора уже не было, а уровень воды достигал чуть меньше метра. Под ногами, как сливочное масло на раскаленной сковородке, таяла вязкая глина. Путь действительно был неустойчив, а шанс навернуться в воду вместе с фотоаппаратом был высок.
Тоннель казался бесконечным. Уже через 10 минут, непрерывно шагая вперед, я не видел ни конца, ни края. Дышать было легко, никаких загазованных участков по пути не попадалось. Ведь, судя по всему, по какой-то причине этот объект не достроили, и он так и остался в стадии незавершенного строительства, а после был подтоплен грунтовыми водами. Разные нечистоты в тоннель тоже не сливали. Если бы сливали, я бы никогда сюда не пошел, поскольку это опасно для жизни.
Сложно сказать, сколько метров я преодолел, но уровень воды с каждым шагом начал постепенно уменьшаться, и дошел до того, что он стал чуть ниже колена. Это позволило мне передвигаться более быстрым шагом.
Яркий луч фонарика осветил странную конструкцию. Подошел ближе и понял, что это то самое место, которое дед в своих рассказах выдавал за бункер.
Этот портал действительно был похож на вход в бункер. Вот только герметические двери были не характерны для привычных мне посещенных защитных сооружений гражданской обороны и бункеров. Такие модели герметических дверей ни я, ни мои товарищи раньше нигде не встречали. Проржавевшие за долгие годы герметические двери были приоткрыты, но все же еще могли закрываться при помощи клинов механизма задраивания.
Так что же это за место такое, какое у него назначение и особенность?
Что и следовало ожидать, что оказался я не в каком-то там супер-тоннеле, а в обычном недостроенном канализационном коллекторе. Строительство объекта было приостановлено в 90-е годы, и с тех пор он так и стоит заброшенным, а дальнейших планов на продолжение строительных работ — нет и не будет. Этот коллектор восстановить из-за ряда сложных условий для проведения работ и его состояния уже невозможно. Проще и дешевле, как говорится, построить новый.
За герметической дверью находился не вход в бункер, а так называемый кессон. Кессоны бывают не только маленьких размеров, но и больших. Кессон во время строительства этого коллектора выполнял немаловажную роль, чтобы защитить строительное оборудование и рабочий персонал от непредвиденных аварийных ситуаций, которые в процессе подобных работ происходят довольно часто.
Коллектор строился в неблагоприятных условиях, обособленных большим скоплением грунтовых вод, мешающим проведению проходческих работ а также опасности обрыва в туннель большой массы грунта. Именно для того, что бы грунтовые воды не достигали уже построенной части тоннеля, была создана интересная инженерная конструкция для поддержки давления воздуха. Конструкция кессона состоит и нескольких распорок внешне напоминающих тамбур-шлюзы в бункерах и системы трубопровода, по которому циркулировал воздух.
Всего в тоннеле насчитал 5 гермодверей и три шлюза. Принцип работы шлюзования как в защитных сооружениях гражданской обороны. Как из сильно загрязненной радиоактивными веществами зоны нельзя сразу попасть в защитное сооружение. Нужно пройти через тамбур-шлюз, оборудованный защитно-герметическими и герметическими дверями. Человек заходит в грязное место и оказывается в шлюзе. А перед тем, как открыть дверь в само убежище, он обязательно закрывает за собой ту, которая ведет на загрязненную поверхность. Так же и с кессоном. Из зоны повышенного давления выйти сразу же в зону нормального атмосферного давления не получится. Это чревато для жизни, и поэтому. Камеры в кессоне — служат для постепенного снижения давления, от повышенного к нормальному. На герметических дверях помимо механизмов задраивания имеются маленькие окошки для наблюдения за шлюзами. После завершения строительства коллектора, эта конструкция должна была быть демонтирована.
Сейчас все двери открыты, но во время работ они были закрыты и открывались только в определенное время для перемещения людей и грузов. Лицевая сторона двери выглядела интересно и чем-то напомнила мне гермозатвор в перегоне метрополитена, но только в миниатюре.
Уровень воды значительно уменьшился, я все дальше и дальше отдалялся от так называемого "бункера внутри тоннеля". Чем дальше отдалялся, тем громче слышался шум втекающих в тоннель грунтовых вод.
В какой-то момент вода вообще куда-то исчезла. Связано это с перепадом высот в тоннеле. Я спустился в его низину и весь путь плавно поднимался наверх. Было заметно, как вода ручьем стекала туда, откуда я пришел.
А вот и та самая железная дорога, которая тоже упоминалась рассказчиком. Правда, узкоколейная. Во время строительства по ней перемещали вагонетки.
Грунтовые воды тонкими струйками бьют через щели тоннеля. Обхожу стороной водяные напоры и двигаюсь дальше. Интересно же, что там в конце 10 километрового тоннеля.
К большому сожалению, тоннель оказался длинной не 10 километров, а приметно метров 300. В самом конце стояло ржавое строительное оборудование, под ногами были тонны вязкой глины.. Из под грунта торчала конвейерная система затонувшей в глине проходческой машины.
А за ней — все. Можно сказать, тупик, или место, где строительство заморозилось навсегда.
Путь в одну сторону занял полчаса. Пора возвращаться. Обратно я дошел гораздо быстрее, так как фотоаппарат со штативом сложил в рюкзак. Нести это добро в руках и, опасаясь уронить в воду, мне не пришлось.
Мы, хоть и любители прикоснуться к заброшенным легендам, соблюдали строгие правила при посещении этого места. Всегда были на связи по рации друг с другом и каждые 10 минут докладывали об обстановке. Поэтому, все хорошо, и не стоит в комментариях спрашивать сотый раз, почему мы не берем с собой рацию. Вот только в такие места, или места, где нужно разделяться, всегда берем. В заброшенных бункерах рации бесполезны.
Это статья про подземное приключение. Ни в коем случае не повторяйте прочитанное, и не посещайте такие места. Смотрите фотокарточки на нашем канале. Так интереснее и безопаснее.
По очереди сходили в тоннель, отсняли материал. И все-таки дед оказался прав. По его словам, там действительно был бункер и железная дорога. До нас дошло, что человек прекрасно знал, что это недостроенный коллектор. Но писать об этом не стал. Стало ясно, что человек обладал хорошим чувством юмора, давно читал статьи на канале и будто бы заранее знал, что будет в заголовке будущей статьи:)
Рассвет мы встретили на берегу реки. Перекусили и отправились дальше, в то самое место, ради которого приехали. Про него я как-нибудь расскажу в отдельной статье.
Всем спасибо за внимание и до новых встреч!