Найти в Дзене
ХроноScio | История и культура

Главная кража XX века: похищение «Джоконды»

Оглавление

Произведениям искусства вообще не везет. Их крадут, продают, подделывают, совершают над ними акты вандализма. И чем известнее предмет, тем больше у него шансов «прославиться» еще и в этом смысле. Так случилось и с самой, пожалуй, знаменитой картиной в мире: «Джокондой» («Моной Лизой») кисти Леонардо да Винчи. Похищение произошло в 1911 году и наделало массу шума. Узнаем, как именно произошла эта громкая и дерзкая кража.

Коварный стекольщик

«Путешествие» картины да Винчи по миру началось после смерти самого мастера. Его ученик и ассистент Салаи получил ее от Леонардо по завещанию, а затем оставил своим сестрам в Милане. После она, как считается, была куплена французским королем Франциском I и хранилась в его замке Фонтенбло.

Людовик XIV перевез «Мону Лизу» в Версаль, а после Великой французской революции она попала в Лувр. Какое-то время она висела в спальне Наполеона во дворце Тюильри, а затем вернулась в музей, где благополучно оставалась два столетия.

И вот в 1911 году «Джоконда» оказалась похищена неким Винченцо Перуджей. Он был итальянцем по происхождению, а по образованию – художником-декоратором. Незадолго до происшествия он устроился в Лувр сезонным рабочим, и ему было поручено изготовить защитное стекло для великой картины да Винчи. Со своей задачей он справился. Но никто и не подозревал, что в голове у Перуджи уже зрел дерзкий замысел: совершить кражу века.

Похищение «Джоконды»

И вот в ночь с воскресенья на понедельник 20–21 августа 1911 года он спрятался в музее. Понедельник во многих музеях и галереях – выходной день, посетителей нет. Так что злоумышленник все тщательно продумал: картины не должны были сразу хватиться.

Винченцо Перуджа
Винченцо Перуджа

Винченцо вошел в пустую Большую галерею Лувра, где висела «Мона Лиза», одетый в стандартный белый халат сотрудников музея. Затем он убрал защитное стекло и снял картину со стены. Выйдя на пустую лестницу, он вытащил полотно из рамы, свернул его в рулон, спрятал под одеждой (возможно, просто завернул в свой халат) и покинул музей.

Затем вор вернулся в свою парижскую квартиру и спрятал «Мону Лизу» в сундуке. Следующие два года произведение искусства так и лежало у него.

О похищении стало известно лишь на следующий день, когда в Лувр пришел реставратор, чтобы снять копию с картины. В музее сразу начался обыск, но единственной уликой, оставленной Перуджей, был отпечаток пальца на защитном стекле. К сожалению, отпечаток ничем не помог, так как ранее Перуджа не попадал в руки полиции.

Кража вызвала огромный общественный резонанс. Во Франции начался чуть ли не траур в связи с утратой «Джоконды». Парадоксально, но факт: до своего исчезновения картина была куда менее популярна. А тут в Лувр вдруг начали выстраиваться огромные очереди – и все ради того, чтобы увидеть пустое место, откуда еще недавно туристам улыбалась «Джоконда».

-3

Кого только ни обвиняли в похищении! Под подозрение попало и французское правительство, и анархисты, и миллионеры, и деятели искусства. В числе последних даже оказался известный художник Пабло Пикассо. Сам директор музея подал в отставку, а всю администрацию уволили.

Мотивы преступления

А что же Перуджа? Через два года после похищения картины он отправился на родину, в Италию. Там он связался с владельцем художественной галереи во Флоренции – Марио Фрателли и сообщил ему, что имеет картину на продажу. Фрателли вместе с владельцем галереи Уффици Джованни Поджи явился на квартиру к похитителю. Каково же было их удивление, когда Перуджа продемонстрировал им свой «товар»: подлинник знаменитой картины!

Фрателли и Поджи не растерялись. Они взяли картину якобы на хранение, а сами тотчас обратились в полицию. Незадачливый вор был арестован. Естественно, главный вопрос звучал так: зачем Перуджа похитил картину? И до сих пор на него нет внятного ответа.

-4

Сам злоумышленник предлагал две версии. По одной, он влюбился в улыбку «Джоконды» и не устоял перед соблазном всегда ею любоваться. При этом он же выдвигал и другой мотив: «Джоконда», мол, собственность Италии и должна выставляться у себя на родине, а не во Франции.

Эти заявления Перуджи вызывают определенный скепсис. Если он был влюблен в улыбку, почему решился расстаться с картиной? А если им действительно руководил лишь патриотизм, то почему он собирался продать «Мону Лизу», а не отнес ее в любой итальянский музей? В общем, более достоверной выглядит версия, что он попросту решил нажиться.

Дальнейшая судьба картины и похитителя

Спасенную «Джоконду» отреставрировали (двухлетнее содержание в сундуке не пошло ей на пользу), а затем выставляли по всей Италии. Но уже в 1914 году ее благополучно водворили на прежнее место – в Лувр. Больше она его практически не покидала. Исключение составила Вторая мировая война, когда музейные коллекции были эвакуированы, да две зарубежных поездки: в США в 1963 году и в Японию в 1974-м.

Возвращение картины в Лувр
Возвращение картины в Лувр

Судьба похитителя в целом тоже сложилась не так уж плохо. Конечно, его посадили в тюрьму, но срок дали весьма скромный: один год и 15 дней заключения. Приговор не был суровым благодаря тому, что суд признал смягчающим обстоятельством патриотические мотивы Перуджи. А многие итальянцы и вовсе сочли его чуть ли не национальным героем. По факту Винченцо отсидел в тюрьме всего семь месяцев.

После освобождения он служил в итальянской армии в годы Первой мировой войны, побывал в плену, где провел два года (забавное совпадение). После окончания войны Перуджа вернулся во Францию, где продолжал работать художником-декоратором. Был женат и имел дочь Селестину. Скончался Перуджа в 1925 году в возрасте 44 лет.

________________________

Спасибо за внимание! :) Также читайте: