Испанский художник Пабло Пикассо за свою долгую жизнь создал 20 тысяч произведений. Но, пожалуй, самой известной и выдающейся его работой остается огромное полотно «Герника». В нем автор передал трагедию одноименного города, в одночасье сметенного с лица земли. Далеко не сразу картина получила признание: потребовались десятки лет для осознания ее глубокого и пугающего значения.
Объятый пламенем город
История «Герники» как картины началась за несколько месяцев до трагического происшествия. В мае 1937 года в Париже проходила очередная Всемирная выставка. Испанский павильон, конечно же, тоже должен был занять на выставке свое место. И правительство обратилось к уже тогда знаменитому художнику Пабло Пикассо с заказом на монументальное полотно, которое должно было разместиться в испанском павильоне.
Между тем сама Испания в этот период переживала страшное время: с 1931 по 1939 год в стране бушевала Гражданская война. По одну сторону барьера находилось республиканское правительство, поддерживаемое коммунистами, по другую – право-монархические силы. Последних поддерживала испанская армия во главе с чудовищным Франсиско Франко, который позже станет диктатором в авторитарном государстве – Франкистской Испании.
В 1937 году произошло одно из самых страшных событий войны: бомбардировка баскского города Герника. Легион «Кондор» (подразделение люфтваффе) сбросил на мирных жителей несколько тысяч бомб. Точное число жертв до сих пор неизвестно, но, по наиболее мрачным оценкам, погибло до трех тысяч человек. 90% Герники было полностью разрушено, а пожар бушевал в городе целых три дня.
Неоднозначная реакция
Хотя Пикассо ни разу не бывал в Гернике, он был потрясен обрушившимся на нее бедствием. И именно это определило идею работы, которую он должен был создать для Всемирной выставки в Париже. Художник решил написать бомбардировку Герники и, показав трагедию одного города, продемонстрировать ужас гражданской войны в целом.
Картина была создана всего за месяц. Пикассо трудился над ней по 14 часов в день, неоднократно меняя композицию и замысел. Наконец, «Герника» была готова и отправилась в Париж. Сложно поверить, но посетители выставки не слишком обратили на нее внимание. А некоторые критики даже назвали картину «ужасной» и заявили, что это худшее, что создал Пикассо за всю жизнь.
Но были и другие мнения. Кто-то называл «Гернику» самым значимым антивоенным произведением в мире. А участница республиканского движения Долорес Ибаррури отмечала:
«Если бы Пабло Пикассо за свою жизнь не создал ничего, кроме «Герники», его всё равно можно было бы причислить к лучшим художникам нашей эпохи»
В Испании полотно не выставлялось еще долгое время, вместо этого осев в Нью-Йорке. Сам Пикассо желал видеть «Гернику» в испанском музее «Прадо», но только после того, как в стране установится республика. К сожалению, до падения режима Франко художник немного не дожил. В «Прадо» картина выставлялась с 1981 по 1992 год, а ныне находится в Музее королевы Софии в Мадриде.
Во время оккупации Парижа фашистами произошел примечательный случай. Сам Пикассо, живший в это время во Франции, был известен своими антифашистскими взглядами. Однажды к нему домой пришли офицеры гестапо. Один из них заметил небольшую репродукцию «Герники» на рабочем месте художника. «Это вы сделали?», – поинтересовался офицер. «Нет, это сделали вы», – не замедлил с ответом Пикассо. И даже предложил офицеру забрать репродукцию – на память.
За свою смелость и дерзость художник мог дорого поплатиться. Но обошлось: один из немецких скульпторов, имевший большое влияние в нацистской Германии, лично заступился за Пикассо и потребовал у гестаповцев оставить его в покое.
Символизм картины
Как и большинство работ Пикассо, «Герника» крайне сложна, абстрактна, насыщена деталями. Незнакомые с историей города Герника вряд ли вообще поймут, что изобразил автор.
Картина написана в черно-белых тонах (отсылка к черно-белым фото разрушенной Герники в газетах), маслом, на холсте. Размеры ее впечатляющие: 3,5 × 7,7 м. «Герника» передает страдания людей и животных в хаосе бомбардировок.
В центре картины – изображение умирающей лошади, пронзенной копьем. Под ней – мертвый солдат с обломком меча в руке, а из обломка вырастает цветок. Солдат воплощает гибель республики. А над головой лошади горит странная лампочка в виде то ли солнца, то ли глаза. Кто-то считает, что это символическое изображение бомбы, другие сравнивают лампочку с божьим оком.
Другие детали картины включают мать, оплакивающую гибель своего ребенка, человека в объятом пламенем доме, античную маску. Лица людей искажены ужасом и горем и заходятся в безмолвном крике, что придает особую пронзительность картине; тела по-пикассовски изломаны.
В левом углу полотна – голова быка, безучастно наблюдающего за происходящим. Ее трактовка вызывает наибольшее число споров. Возможно, бык (символ корриды) олицетворяет саму Испанию, не замечающую ужасов фашизма.
Рядом с быком можно увидеть изображение перепуганной, мечущейся птицы, написанной в нарочито детской, небрежной манере. Вероятно, это голубь – символ мира. Спустя 12 лет после создания «Герники» из этого голубя «вылетит» знаменитая «Голубка Пикассо»: еще одно известное, хоть и минималистичное творение художника.
________________________
Спасибо за внимание! :) Также читайте: «Крик»: история создания и значение самой известной картины Эдварда Мунка