Найти тему
Газета "Зори"

В школах новые предметы, а телефоны на урок теперь нельзя

Оглавление

Какие нововведения в сфере образования ожидаются в новом учебном году? Как решать кадровую проблему в садах и школах? Каков уровень профориентации школьников? Эти и другие вопросы педагоги Северского района обсудили на совещании научно-педагогической общественности в преддверии нового учебного года.

В совещании, проходившем в лицее посёлка Афипского, участвовали исполняющий обязанности главы Дмитрий Малов и председатель Совета МО Северский район Владимир Захарченко.

Что нового в школах?

В новом учебном году нас ждут значительные изменения в образовательной системе. Они касаются как учебного плана, так и федеральных образовательных программ. Об этом подробно рассказала начальник управления образования Северского района Любовь Мазько.

В поправки к закону «Об образовании» внесены изменения, которые закрепляют особый статус педагога. Теперь в законе прописано «право педагога на уважение его человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, от оскорбления личности». В предыдущей редакции такие права были только у учеников.

Вместо ОБЖ школьники с 8-го класса будут изучать «Основы безо-пасности и защиты Родины». Изменится название  предмета «Технология»  на  «Труд (технология)» и его содержание. Он будет включать пять обязательных модулей и три вариативных. Добавлены новые модули в уроки физкультуры. Во внеурочную деятельность для учеников 5-11-х классов введут новый предмет «Семьеведение».

Начиная с  этого учебного года предлагается освоение основ черчения в 9-м классе, а также изучение учебного курса «Черчение» по технологическому (инженерному) профилю в 10-11-х классах.

Ученикам запретят использовать мобильные телефоны во время уроков (поправки в ст. 43 пункт 4 закона «Об образовании»), даже для образовательных целей.

Большая часть нововведений вступила в силу с 1 сентября 2024 года.

«Разговоры о важном» – это важно

Современная школа, как преемник дошкольной ступени образования, не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника, развивая накопленный им потенциал.

С 1 сентября 2022 года в рамках единого пространства реализуется проект «Разговор о важном» для всех обучающихся с 1-го по 11-й класс. Воспитатели так же, как и учителя в школах, ведут с детьми разговоры о таких базовых ценностях, как патриотизм, гражданственность, семья, труд и творчество и другие.

Однако, не все педагоги до сих пор считают, что данный проект на самом деле считается важным и нужным. Любовь Мазько отметила, что эти беседы в классах должны создавать у детей единое пространство смыслов и ценностей, мотивировать к их дальнейшему пониманию и постижению.

Основные составляющие развития воспитательной среды в современной школе – это функционирование центров детских инициатив, школьных спортивных клубов, теат-ров, музеев и медиацентров.

– К сожалению, к этой работе в наших школах подходят по-разному, – сказала начальник управления образования. – Из количества музейных комнат и музеев в школах Северского района три музея пас-портизированы. Из трёх музеев функционирует только один – в смоленской школе №49.

К 2024 году в каждой школе создана театральная студия. В занятия театральным искусством нужно вовлекать всех школьников, особенно детей с ОВЗ и детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Не налажена работа школьных театров в азовской школе №1, григорьевской – №11, ильской – №14, калужской – №23 и черноморской – №46.

Число юнармейцев и «орлят России» растёт

Участникам совещания продемонстрировали рейтинг эффективности работы советников по воспитанию школ Северского района в минувшем учебном году. В числе лидеров – ильские школы №16, 17, северские школы №43, 45, смоленская школа №49, новодмитриевская школа №36, октябрьская школа №19 и лицей посёлка Афипского. Однако есть школы, в которых советники по воспитанию в течение года не проявляли себя.

Благодаря эффективной работе советников на базе школ активно функционируют центры детских инициатив. Сейчас в районе их14.

Растёт число ребят, принимающих активное участие в деятельности школьных ученических советов. В течение года заметно повысился охват учащихся, задействованных в детских общественных организациях, таких как «Юнармия», на 412 человек, волонтёрские отряды пополнили 297 учащихся. Участниками нового проекта «Орлята России» стали 2914 учащихся из 166 начальных классов.

От профильного класса – к профессии инженера

Профориентационная работа должна начинаться с первой ступени образования. Уже в детских садах особое внимание уделено ранней профориентации.

Если спросить младшего школьника, для чего он учится, то часто можно услышать: «Для родителей» или «Чтобы получать пятёрки» и практически невозможно услышать ответ: «Для себя». И чтобы в 15-17 лет ребёнок не стоял на распутье, боясь выбрать ту или иную профессию, необходимо, чтобы он понимал, для чего он учится в школе.

В новом учебном году продолжится реализация единой модели профориентации – профориентационный минимум. В 6–11-х классах еженедельно по четвергам в рамках внеурочной деятельности будут проходить занятия по профориентации «Россия – мои горизонты».

Мощным ресурсом профориентации является проект «Билет в будущее». В него с разной степенью охвата вовлечены все школьники района. В учебном году на платформу проекта зашли 1400 обучающихся, 55 педагогов-навигаторов из районных школ.

1 сентября в северской школе №43 открылся профильный инженерный класс. В рамках его работы заключены соглашения о сетевом партнёрстве с компанией ООО «АС Энерго», филиалом Краснодарского политехнического колледжа. В этом классе будут учиться ребята со всего района, которые планируют в будущем стать инженерами.

Проблема с кадрами в садах и школах актуальна

На протяжении пяти лет в районе наблюдается сокращение числа педагогов, увеличение учителей пенсионного возраста и снижение доли молодых кадров. В связи с планируемым строительством новых школ и увеличением количества детей дефицит кадров будет ощущаться ещё более остро.

Количество вакантных педагогических ставок закрывается совмещением, то есть дополнительной нагрузкой на работающих учителей. Особенно острая потребность сегодня в учителях русского языка, математики, иностранных языков, физики и начальных классов.

Благодаря участию в программе «Земский учитель» с 2019 года в образовательные организации Северского района принято 23 педагога. В настоящий момент руководители школ подали 28 заявок на целевое обучение по образовательным программам высшего образования на портале «Работа России».

Проблема с кадрами сохраняется и в детских садах. До 2029 года запланировано строительство в районе четырёх детских садов (950 мест), куда, естественно, потребуются работники. В новом учебном году запланировано сотрудничество четырёх школ района с дошкольными образовательными учреждениями, что позволит ученикам 8-9-х классов ближе познакомиться с профессией воспитателя.

Любовь Мазько пожелала коллегам интересного, успешного и результативного нового учебного года.

За вклад в развитие системы образования Северского района педагогическим работникам вручили почётные грамоты Министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края, почётные грамоты Совета МО Северский район.

На что направили финансирование

Более 53 млн рублей из краевого бюджета – на обеспечение 29 школ учебниками и пособиями.

Почти 146,6 млн рублей – на организацию питания детей в 2024 году.

11,170 млн рублей – на летние ремонты школ и детсадов

Около 120 млн рублей – на капитальный ремонт зданий, из них около 94 млн – из местного бюджета.

Средняя зарплата педагогов Северского района (за 7 месяцев 2024 г.):

в школах – 56 345,21 руб.

в детских садах – 46 503,68 руб.

в учреждениях доп.образования – 47 481,57 руб.