Зачастую, начало учебного года становится стрессом и для самого ребенка и для родителей.
Ранние подъемы, жизнь по режиму, новые занятия и обязанности…
Надо ли снижать стресс или это надуманная проблема?
Однозначно стоит, так как механизмы нашей психики таковы, что стресс воспринимается нашим мозгом как опасность, а во время опасности ресурсы мозга прежде всего, тратятся на анализ окружающих факторов и поддержания тела в тонусе, а не на получении и усвоении новых знаний.
Как избежать стресса от начала учебного года и встретить его с радостью и позитивным настроем?
Вот несколько рекомендаций, следуя которым вы и ваши дети сможете оставаться в ресурсе:
Станьте родителем “включенным в ребенка”, интересуйтесь тем, как прошел его день. Лучше спрашивать стоит не о том, сделал ли он уроки, почистил зубы и как отвечал в школе, важный акцент стоит сделать на том, что ваш ребенок чувствует.
Важно искренне интересоваться школьной жизнью ребенка, искренне включаться, задавать уточняющие вопросы на тему того, чем сегодня занимались, как ему было в этих процессах, как прошёл день.
Вот примеры таких вопросов:
А что ты почувствовал, когда..?
Как тебе было в тот момент…?
Устал ты или не устал?
Задавайте такие вопросы, которые позволят ребенку проговорить не только все то, что делалось в школе, но и то что он при этом ощущал, чувствовал, переживал.
Проговаривание своих чувств помогает снизить тревожность и напряженность, а значит больше ресурсов психики будет задействовано в учебе.
И, конечно, ребенок почувствует вашу поддержку, когда его чувства будут услышаны.
Больше телесного контакта, если ребенок идет на телесный контакт, то хорошо помогают техники “заземления”. Практики заземления переключают наше внимание с абстрактных мыслей, переживаний о прошлом и будущем на момент “здесь и сейчас”.
Вот самая простая практика, которая доступна каждому: перед сном посидите с ребенком и подержите его за ножки (просто обхватите руками его стопы), немного надавите на ноги со стороны стоп.
Важный нюанс: держать именно за стопы, так как, если вы расположите свои руки, например, на щиколотках - это может подсознательно трактоваться как ограничение свободы (своего рода “кандалы”). Статичный телесный контакт позволит ребенку направить свое внимание на тело, а положение ваших рук на стопах позволит «распределить» энергию с головы до стоп и сконцентрировать внимание на ногах, придавая чувство поддержки и опоры.
Уделите свое спокойное внимание ребенку, просто посидите с ребенком и поговорите о чем угодно, на любые отвлеченные темы- это очень важный момент. Дети всегда считывают наше эмоциональное состояние, и трактуют его не в свою пользу.
Если у вас есть какая-то напряженность, тревога по поводу каких-то моментов, то дети считывают эту тревогу и это состояние идет по нарастающей.
На практике это выглядит следующим образом: вы приходите вечером с работы в напряженном/ недовольном /уставшем состоянии, но стараетесь этого не показывать. Ребенок наблюдая за вами, делает вывод что вы такой из-за него и он - всему виной, и начинает из-за этого еще больше переживать, так работает детская логика.
Поэтому важно не подавлять эти эмоции, а экологично обозначить свое состояние без манипуляций и раздражения, совсем не обязательно взваливать на ребенка собственные проблемы, важно проговорить, что вы устали, или у вас был сложный день, но вы рады оказаться дома и соскучились. Детям необходимо не только видеть чувства родителей, но и знать с чем или какими событиями они связаны.
Мы рассмотрели три простые, доступные техники помогут снизить стресс от начала учебного года, и помните главное правило: чтобы ребенок был в ресурсе, ему нужны ресурсные родители.
Надеюсь эта статья была для вас полезной.
Ваш психолог, сексолог
Светлана Кораблинова.