Существует легенда, согласно которой в XIII в. до н. э., в период Троянской войны, греческим воинам удалось захватить город Троя благодаря необычной идее: они оставили у троянских ворот огромную деревянную статую лошади и спрятались внутри нее, выжидая подходящий момент для нападения. Жители Трои расценили деревянного исполина как подношение для богини Афины, поэтому затащили конструкцию внутрь. Ночью из нее вышли греки и захватили город. Звучит хитро и эпично, но насколько все это правда?
Развеиваем античный миф вместе с кандидатом исторических наук, заведующим кафедрой истории России и документоведения НВГУ Лалой Хмелевой.
Этому мифу есть несколько объяснений. Во-первых, не существует археологических находок, которые достоверно и однозначно позволили бы сделать вывод о реальном существовании троянского коня. Известно, что в 1873 г. немецкий археолог Генрих Шлиман провел раскопки и обнаружил развалины древнего города. Он утверждал, что нашел останки Троянской войны и самого троянского коня. Однако его работы были подвергнуты резкой критике и считаются недостаточно научными. Некоторые исследователи считают, что Шлиман просто нашел свидетельства одной из множества войн, происходивших в этом регионе, и привязал ее к мифу о Трое.
О самой Трое известно приблизительное местоположение. Город мог стоять на нынешнем холме Гиссарлык на северо-западе современной Турции. Именно здесь Генрих Шлиман обнаружил небольшое количество наконечников стрел, а также следы пожара.
Известно, что слой отложений, в котором были найдены эти артефакты, относились примерно к 1200 г. до н. э. С натяжкой эта дата совпадает со временами событий, которые были упомянуты в «Илиаде» Гомера. Может быть, на этой земле когда-то давно и велась легендарная битва, но опять же, с уверенностью никто из исследователей не связывает эти находки с событиями 10-летней войны.
Даже если огромный троянский конь существовал, и действительно находился внутри города Трои, археологи никогда не найдут его останки. В первую очередь это связано с тем, что во время уничтожения древнего города он мог сгореть дотла. Если бы он каким-то чудом сохранился, он точно разложился бы в почве — со времен легендарной Троянской войны прошли многие тысячи лет.
Во-вторых, следует обратиться к более или менее критическому анализу древних текстов. В «Илиаде», одном из самых известных эпических произведений, написанном в IX–VIII вв. до н. э., описывается падение Трои. В этом эпосе упоминается «деревянный конь, полный воинов». Не стоит забывать о том, что «Илиада» является эпической поэмой, а не историческим документом, в связи с этим описание коня — лишь литературный прием. Кроме того, Гомер пишет о коне только мельком. Гораздо больше об этом хитром сооружении написано в произведении «Энеида», сочиненном римским поэтом Вергилием. Однако этот эпос был написан между 29 и 19 гг. до н. э., то есть спустя тысячелетия со времен предполагаемых событий.
Исследователи считают, что речь идет не о буквальном коне, а скорее о метафорическом. Это связано с тем, что греки покрывали свои осадные орудия конскими шкурами и защищали их от огня. Таким же образом «троянскими конями» можно было назвать тараны и другие военные машины. Термин «конь» или «гиппопотам» (для обоих терминов существовало греческое слово hippos), образно использовался для обозначения торговых судов, которые часто украшали носовую часть судна фигурой, напоминающей голову лошади.
Греческий географ Павсаний во II в. н. э. писал, что грекам вряд ли пришла бы в голову идея использовать лошадь в качестве подарка, даже если бы статуя использовалась только как часть легенды. А вот идея о том, что завоеватели решили преподнести городу корабль в качестве вероломного подарка, гораздо более логична и разумна. Так называемые морские «гиппопотамы», то есть торговые суда, были в то время обычной данью (наряду с драгоценными металлами), которой побежденные платили своему более сильному противнику.