Похоже, безоблачной и сонной жизни Абхазии пришел конец.
События, которые сегодня разворачиваются вокруг Абхазии, напоминают зловещую картину сменяющейся погоды: от безоблачного и безмятежного «солнечного берега» к грозовому горизонту, сгущающемуся над «холодной войной».
То, что было давно предчувствием, 4 сентября этого года стало недвусмысленной реальностью. Российское финансирование Абхазии, которое касалось врачей, учителей, силовых структур и других категорий работников, было приостановлено. Более того, по словам главы МИД Абхазии Сергея Шамбы, электроэнергия, которая доставляется в республику из России, будет оплачиваться теперь республикой по коммерческим ценам, а не по льготной схеме, как это было ранее.
Другими словами, России надоело постоянно давать республике деньги и дешевую электроэнергию, строить за свой счет социальные объекты, а в ответ, как у Высоцкого — тишина. До 1 сентября Москва привычно «ворчала», но не более.
Но сегодняшние события, получившие широкую огласку в российских СМИ (ТАСС, РИА Новости), уже не кажутся привычными «ворчаниями Москвы», за которыми, как обычно, ничего не следовало.
В Сухуме, привыкшем к «манне небесной», что постоянно сыпалась в абхазскую казну из российской, к постоянному потоку туристов и своевременным выплатам бюджетникам, появились серьезные причины для беспокойства.
Россия давно пыталась перевести отношения с Абхазией в более взаимовыгодную плоскость, обращая внимание на несоответствие реальности с «союзническим» статусом, то есть руководство Абхазии любило получать от Москвы дотации, дешевую электроэнергию, но вот давать что-то взамен очень не любило.
Москва упрашивала Сухум разрешить россиянам покупать недвижимость, пусть не жилую, а коммерческую; упрашивала признать решения российских арбитражных судов и законодательно гарантировать права инвесторов. Но воз до 1 сентября не двигался с места.
Спусковым механизмом для эскалации стало, по-видимому, неисполнение Сухумом договоренностей с Москвой. В Сети появился документ, представленный как копия протокола переговоров Дмитрия Козака (зам. руководителя администрации Владимира Путина) с президентом Абхазии Асланом Бжанией. В нем говорится о шагах России в случае неисполнения договоренностей.
Хотя подлинность документа под сомнением, о серьезности ситуации говорит реакция Шамбы, который поспешил отметить, что «пока не видел этого документа».
Ситуация усугубляется тем, что Абхазия, в отличие от Южной Осетии, не имеет существенной экономической самостоятельности. В стране высокий уровень бедности, а экономика практически полностью зависит от России.
Вопрос о будущем отношений России и Абхазии остается открытым. Очевидно, что Москва готова применять более жесткие меры для достижения своих целей.
Судьба «солнечного берега» Абхазии висит на волосочке, и от действий ее руководителей зависит будущее республики. Не исключено, что Россия будет давить на Абхазию, пока она не выполнит все требования Кремля.