В среде помогающих профессий популярен термин «эмоциональное/профессиональное выгорание». Встречала мнение специалистов о том, что это практически та же депрессия, но эмоциональное выгорание звучит солиднее. «Депрессия» продолжает звучать стигматизировано. Негоже специалисту страдать депрессией, а вот эмоциональное выгорание говорит о том, что он просто переработал, что некоторыми воспринимается, как плюс: мол, смотрите какой трудяга.
Разница безусловно есть, считается, что выгорание ограничено лишь профессиональной сферой и его причиной является повышенная интенсивная работа, упадок самочувствия начинается со снижения когнитивных способностей, например, трудности с концентрацией внимания, памятью и т.д.
Однако, путь развития того и другого заболевания очень схож, (я сейчас не о биохимических изменениях, а скорее об их последствиях), хотя и не так очевиден. Люди, оказавшиеся в яме выгорания, частенько рассказывают, с каким энтузиазмом они приступали к работе. Кому-то действительно нравилась их работа, кто-то получал невероятное удовольствие, кто-то не очень любил работу, но был высоко мотивирован ожидаемыми результатами (финансовая компенсация, опыт), которые позволили бы решить какие-то проблемы, перейти на новый уровень и т.д. Всех этих людей объединяет следующая характеристика: они измеряли свою ценность, оценивали себя – успехами на работе. Потому, любой промах на работе больно отражался на их восприятии себя. Также, как и при депрессии, человек склонен воспринимать и оценивать себя через негативные (уничижительные) самопредставления.
Новый сотрудник (не важно какого возраста) приступает к новой работе, в новом коллективе, или вообще к новой деятельности. Одна из приоритетных задач ближайшего будущего - закрепиться: освоиться, создать себе репутацию, обзавестись нужными контактами и т.д. В общем, заложить фундамент для следующего рывка. Или уже опытный сотрудник, вдруг, оказывается в ситуации введения новшеств, или новых требований. Мозг любит все упрощать и для достижения поставленной задачи, он формулирует следующее правило: нужно быть хорошим, нужно понравиться, зарекомендовать себя (только!) с хорошей стороны и задача будет достигнута. Естественные ситуации, не подпадающие под контроль человека: ошибки (от них никто не застрахован); отсутствие знаний и определенной информации (все знать невозможно, тем более если ты новичок в сфере); особенности ведения работы коллегами и сотрудниками, зависимость вашей работы от этих особенностей; изменения рынка, социально-экономических обстоятельств. Всё то, что в итоге ставит палки в колеса на пути реализации ожиданий. И самое главное - для того чтобы выйти на определенное плато стабильности, может понадобиться гораздо больше времени, чем планировалось (особенно, если у вас свой бизнес).
Упав духом, многие люди, естественно, ищут поддержку со стороны. Как воодушевляют слова начальника о том, как здорово вы справились с работой, или какую классную идею вы предложили. Или поддержка со стороны коллег, которые тут же пытаются найти и озвучить вам ваши достоинства. Повышается самооценка, возвращается вера в свои силы работать дальше. Здоровая рабочая атмосфера в коллективе и лояльное начальство – важная составляющая психического здоровья.
Иногда, будто какой-то таинственный сбой в системе, подталкивает некоторых людей посмотреть, пособирать информацию «а как у других?». Начинается этап сравнения, который редко заканчивается в пользу себя, так как всегда есть и будет кто-то лучше по объективным причинам. Обычно в практике выясняется, что склонность сравнивать не появилась неожиданно, 2 дня назад. Частенько она имеет давнюю историю. Склонность к сравнению всегда сопровождается глубоким убеждением: я хуже, я не достоин, у меня ничего не получится. Пара сравнений и словно запускается механизм уничтожения. Ерундовая ошибка, которая до этого вызвала бы минутную грусть, теперь надолго засиживается в мыслях. Человек будто начинает получать подтверждения своей никчемности. Незаметно для себя, начинает верить, будто другие, якобы, только и думают насколько он некомпетентен, еле сдерживаются от осуждения. Всё начинает восприниматься через фильтр обесценивания. От постоянного психического напряжения «быть на высоте», появляется усталость. В попытках преодолеть ее, появляется чрезмерная раздражительность, частенько ведущая к конфликтам с окружающими.
В беседе выясняется, что в начале, может быть, и были названы вполне себе объективные причины зачем добиваться успеха в карьере, но на самом деле, изначально, человек поставил знак равно между «кто я» и «моя работа», поставив второе гораздо выше себя.
Автор: Асылгуль Мусаева
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru