Одной из частых проблем, с которыми сталкивается множество клиентов, является вопрос: «Как найти «своего» психолога?» Данный момент настолько актуальный, что, в какой-то степени, – это порой даже самая важная задача, которую необходимо решить в первую очередь. Посудите сами, одно дело, если это какая-то разовая ситуация для решения текущего жизненного вопроса и «на кону» единичная встреча с новым специалистом, другое же дело, когда запрос и настрой такие, что требуется полноценная психотерапия длиной в несколько месяцев, а, возможно, и на год. Цена риска во втором случае куда выше и, как следствие, разочарование в случае неудачи так же будет пропорционально больше. Тем не менее, можно выделить несколько стратегий и подсказок к руководству действий, которые помогут в решении данной задачи.
СТРАТЕГИЯ НОМЕР ОДИН: «Не ошибается тот, кто ничего не делает».
Сказанная Теодором Рузвельтом фраза по-прежнему актуальна, и намекает она на то, что под лежачий камень вода не потечет. По статистике, обязательно находятся такие счастливчики, которые при первом же обращении встречают нужного специалиста и в процессе работы с которым действительно достигаются поставленные цели и задачи. Данный процент невелик, но всё же, имеет место быть. Куда интереснее остальная выборка клиентов, которым всё-таки приходится искать «своего специалиста». Как правило, особо упорные находят его после 4-7 попыток новых встреч на консультациях. Нельзя не упомянуть и тех клиентов, которым совершенно не везет в этом плане, как они говорят, и на протяжении многих лет их поиски остаются безуспешными. Как правило, это группа «сложных клиентов», которые, в большинстве случаев, могут иметь психические расстройства, а также преследовать единственную цель – чтобы психолог с ними согласился, каковы бы их идеи или мировоззрение ни были странными и безумными. Данный тип клиентов не преследует цели измениться, а, наоборот, пытается найти и «завербовать» как можно больше «единомышленников», что, как показывает практика, крайне сложно сделать в комьюнити специалистов, опирающихся на классические школы в психологии. Таких клиентов, к счастью, не так много и если они попадаются, то совершенно ненадолго.
Проанализировав всё вышесказанное, с уверенностью можно сказать, что, в любом случае, НУЖНО ПРОБОВАТЬ, так как количество людей, разочаровавшихся после первой и последней для них встречи с психологом, к сожалению, немало. Дебютирует здесь когнитивная ошибка обобщения: «Мне не смог помочь один специалист, значит, другой точно так же не поможет. И вообще все психологи это полная ерунда. Я в этом уже убедилась / убедился».
СТРАТЕГИЯ НОМЕР ДВА: «Ищите откликающийся вам подход / направление / психологическую школу, в котором вы будете работать с психологом».
Представьте экран монитора с открытым окном программы Paint, в котором расположен такой инструмент, как кисть и что-то с ней не так. Мы хотим её изменить (форму, цвет, размер). Каким образом это можно сделать? Самый простой – из интерфейса программы. А что, если настройки и возможности программы просто не позволяют поменять эти настройки? Логично, что следующим этапом будет вариант изменения параметров с помощью редактирования уже программного кода, на котором написана эта программа. Данная аналогия отлично подходит для понимания процессов, которые происходят при использовании того или иного психологического направления / подхода. Смотря на каком «уровне» лежит проблема у клиента, правильно использовать тот или иной подход, так как каждый из методов, в свою очередь, работает со своим «слоем реальности».
Несмотря на то, что большинство психотерапевтических школ позиционируют свою универсальность, на практике это, к сожалению, не всегда так. Возвращаясь к примеру с кистью в программе Paint, эти «слои реальности» можно представить следующим образом. На первом слое располагается кисть, которую мы видим на экране монитора (немногие задумываются, но на следующих слоях представление этой самой кисти уже будет мало что иметь общего с тем визуальным образом, который мы видим на экране). На следующем слое реальности кисть с её параметрами цвета, размера и формы будет представлена в виде программного кода из специальных слов с определенным синтаксисом. К тому же, этот код нужно смотреть и редактировать уже в другой программе, не имеющего ничего общего с первоначальным Paint-ом. Если мы захотим копнуть ещё глубже, то увидим код операционной системы с другим синтаксисом, на которой установлены программы и это будет уже другой код, обслуживающий предыдущий. Ну что, неужели финал? Не тут-то было – даже самый простой код ещё можно разложить на нули и единицы. Чувствуете, как изменился первоначальный образ кисти? А ведь речь всё ещё про неё, и это ещё не конец. Все нули и единицы можно представить в виде режимов работы транзисторов (их открытие и закрытие), из которых состоит процессор компьютера.
Подводя промежуточный итог, можно сделать вывод, что в зависимости от того, на каком «уровне реальности» мы хотим работать, нам может понадобиться либо программист, знающий один язык программирования, либо другой, со знанием иного языка, или же ещё может быть необходим радиотехник, если речь зайдёт про изменение «режимов работы транзисторов». Особенностью данной концепции является идея, что даже если что-то не получается скорректировать или изменить на одном уровне, это возможно будет сделать на другом. По такой аналогии будет работать психоаналитический подход, когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), транзактный анализ, гештальт-терапия, телестно-ориентированые практики, экзистенциальная терапия и так далее. Все они представляют собой работу с разными «слоями реальности». Какие-то слои могут быть более-менее понятны, другие же, могут казаться дремучим лесом для клиента. Говоря о том, что если не получилось что-либо изменить с помощью, например, гештальт-терапии, это не означает, что и другие подходы и школы не смогут помочь.
Не стоит также забывать про индивидуальные особенности клиентов, которые, в некоторых случаях, как бы сами подсказывают, что хорошо пойдёт в работе с ними, а что нет. Как правило, плохо определившихся клиентов тоже не так много, потому что на первых сеансах многие интуитивно понимают, «на том ли уровне» работает психотерапевт. Также, всегда есть возможность выбора между специалистом широкого профиля – знакомого с несколькими психологическими школами и подходами и работающего в интегративном подходе, и психологом, всю жизнь специализирующимся в одном направлении и являющимся «маэстро» своего профиля деятельности. В случае выбора психотерапевта из первой группы – будет чувствоваться открытость и индивидуальный подход с целью поиска наиболее подходящего инструмента в ходе работы. Говоря о специалисте второй группы, большое внимание будет уделено работе на глубину, предполагающее мастерское знание какого-то одного психотерапевтического подхода.
СТРАТЕГИЯ НОМЕР ТРИ: «Прислушаться к интуиции и к оценкам других людей».
Несмотря на то, что данный пункт может показаться самым простым и очевидным, он может обладать не меньшей эффективностью, чем ранее описанные рекомендации. «Интуитивный подход» предписывает прислушиваться к своим внутренним ощущениям. Иногда сложно объяснить, почему один человек может тебе нравиться, а другой – нет, в то же время, это вполне применимо и при выборе психолога. Если специалист тебе интуитивно неприятен, порой, этого достаточно как весомого аргумента, чтобы не продолжать с ним работу. С другой стороны, еле уловимые моменты: тембр голоса, ритм работы, чувство юмора, - могут быть вполне достаточными аргументами, чтобы выбрать этого психолога для дальнейшей работы. Несмотря на не совсем «научный подход» по этому аспекту, данные интуитивные ощущения могут быть основополагающими для построения крепкого терапевтического альянса. И, как показывает практика, именно внутренняя человеческая симпатия и уважение друг к другу, способствуют возникновению лучшего союза в процессе психотерапии.
Оценки специалистов другими людьми, также являются немаловажным фактором, на который стоит обратить внимание в процессе выбора психолога. Цифровые технологии предоставляют огромные возможности получения самой разнообразной информации об отзывах, успехах и результатах работы практически любого психолога, позиционирующего себя в сети Интернет. Данная информация, так или иначе, будет являться косвенным показателем качества работы и популярности психотерапевта. Отдельным пунктом можно выделить наличие и работу «сарафанного радио», которое, во многих случаях, будет являться даже более надежным источником отзывов о специалисте.
Подводя итоги, стоит сказать, что вне зависимости от того, какую стратегию поиска вы выберете (а может быть и все сразу), важно помнить, что выбор психолога – это не просто «дело случая» или история про удачу, а осознанный и целенаправленный процесс, который заслуживает должного внимания.
Автор: Соболев Михаил Никитович
Психолог, Клинический психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru