Существует определенный поведенческий стереотип, который формируется под воздействием страха, и носит название психологии жертвы. Часто этот страх возникает в результате пережитой в детстве психотравмы. Может быть следствием непродуктивного родительского воспитания, основанного на игнорировании или подавлении потребностей и чувств ребенка. Гиперопека и чрезмерный контроль над ребенком со стороны родителей также может способствовать выбору такой жизненной позиции. Когда ребенок получает в семье внимание и любовь только в случаях, когда ему плохо – он болеет, или у него неприятности. А в остальных случаях его как будто не замечают, редко хвалят, зато часто ругают.
Последствия таких жизненных обстоятельств могут вылиться в так называемый синдром жертвы. Каковы его отличительные признаки? Первое, что характерно для носителя этого синдрома – пассивная жизненная позиция. Пессимизм. Человек абсолютно убежден, что от него ничего не зависит, он – жертва обстоятельств. Чувство беспомощности и жалости к себе – его постоянные спутники. Кроме того, он убежден, что ничего не сможет в жизни добиться сам, все в жизни предопределено, во всем виновата судьба и жизненные обстоятельства. Концентрация внимания происходит исключительно на негативе. Характерная особенность человека с синдромом жертвы – неумение сказать «нет». Для него это очень трудно, практически невозможно. Страх перед принятием решений. Невозможность взять ответственность за себя и за свою жизнь. Такая жизненная позиция делает с человеком очень коварную вещь - она отбирает свободу. Как следствие – человек живет с постоянно высоким уровнем тревоги, апатии, неуверенности. Развивается невроз. Постоянным спутником может стать латентная депрессия. Все это происходит за счет того, что у человека заниженная самооценка, не хватает уважения и любви к себе. Постоянное подспудное желание найти того, кто возьмет ответственность за решения и в целом – за его жизнь. Жертва ищет спасателя. Созависимые отношения – неизменный спутник таких отношений. Цена такой жизни высока – жертва не живет своей жизнью, так как принятие всех решений она перекладывает на других. Чтобы не брать ответственность, жертва вырабатывает навыки хорошего манипулятора. Позиция травмированного ребенка заставляет его манипулировать чувством жалости и собственной беспомощности.
Конечно, в такой ситуации у человека всегда есть вторичные выгоды, которые закрепляют этот синдром и не дают ему выйти во взрослую позицию. Это внимание и забота других людей, которые он получает благодаря своим страданиям. Ложное ощущение себя героем – ведь он страдает, а значит, он лучше остальных! Перекладывание ответственности за свою жизнь на других людей.
Самое сложное для человека в этой ситуации – осознать, что он выбрал для себя роль жертвы. И в терапию такие клиенты приходят совсем с другими запросами – апатия, депрессия, потеря сна и аппетита, жалобы на постоянные неудачи и т.п. Но решить эти проблемы невозможно, пока первопричина не будет вскрыта. И только работа с основной линией жизненного сценария будет продуктивной.
Справиться самостоятельно с синдромом жертвы, без помощи специалиста, сложно, но возможно. Лучше всего, конечно, работать с этим в паре с психологом. Сложность состоит в том, что корни этого мазохистического проявления лежат глубоко в детстве, и, как правило, являются продолжением родового сценария, доставшегося от одного из родителей.
Бывает и так, что человек выбирает самостоятельную работу над собой по избавлению от синдрома жертвы. Важно понять, что синдром жертвы – это выбранная ребенком в далеком детстве модель поведения для адаптации в своей семье. В этом случае, первое, что ему необходимо сделать после осознания этого факта – попросить своих родственников, друзей и знакомых перестать его жалеть. А также поддаваться его манипуляциям. Такая тактика в отношениях будет возвращать человека в реальность и способствовать тому, чтобы он начал брать ответственность за свои поступки сам. Понять – пока человек не берет ответственности за свою жизнь, она ему не принадлежит.
Второй шаг – максимально честно отследить, где, в каких ситуациях человек включается активно в чужую жизнь: максимально контролирует, работает «спасателем», минимизировать свое участие в других жизнях.
Третьим шагом будет являться проработка детских травм и патологичных установок, которые привели к деструктивному выбору. Для этого нужно разработать для себя план, или программу изменений (личностного роста). Она может быть основана на психологической литературе по сценарному анализу, например. Это книги Э. Берна, Т.А.Харрис, В. Макарова.
Лучше, все-таки, обратиться к психологу, так как в основе синдрома жертвы лежит бессознательный сценарий, и самому с этим работать сложно.
Результатом этой работы является возвращение нормальной любви к себе. Обретение чувства собственной ценности. Самостоятельность в принятии решений. Принятие ответственности за свою жизнь. Осознанный выбор. Обретение свободы.
Автор: Денисова Анна Ивановна
Психолог, Супервизор, Кандидат психологических наук
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru