За последние десятилетия усилилось осмысление народно- инструментального искусства как уникального целостного явления в составе мировой художественной культуры. Процессы, характерные для современного музыкального искусства, интенсивно проникают и в музыку для народных инструментов: расширяется и углубляется образная сфера, осваиваются новые жанры и стилевые направления. В исполнительстве на народных инструментах можно говорить о мозаичной картине взаимодействия эстетических тенденций, характерной для эпохи постмодернизма с «её в принципе безграничным плюрализмом и вседозволенностью» культурного синтеза [4, с. 545]. Подобное всеобщее «смешение» является следствием сложного, противоречивого развития современного искусства. Одной из примет времени становится «смена культурной парадигмы, ставящей в новые, непривычные соотношения такие традиционные антиномии культур, как “устная–письменная”, “слуховая– визуальная”, “западная–восточная”, “элитарная–массовая”» [1, с. 267].
Рассмотрим несколько подробнее последнюю пару. Важно отметить, что для народно-инструментального искусства дихотомия элитарное – массовое имеет особое значение, так как с момента реконструкции русских народных инструментов исполнительство на них несѐт в себе это противоречие. В частности, оно выражается в исполнении на инструментах, изначально позиционируемых, как орудия для массового незатейливого музицирования, образцов элитарного музыкального наследия. В трудах М.И. Имханицкого, Д.И. Варламова, В.А. Вольфовича неоднократно поднимается вопрос о путях и перспективах народно-исполнительского искусства именно в аспекте соотношения элитарного (академического) и народного (фольклорного, массового).
Московский композитор и музыковед Г.С. Зайцев предлагает свою концепцию взаимодействия массовой и элитарной культур: упрощение первичного смысла идеи способствует её более широкому распространению. На предлагаемой им схеме (рис. 1) пирамида визуализирует соотношение между «простейшими проявлениями человеческой духовно-интеллектуальной активности», массовое распространение которых отражено шириной основания, и «вершинными произведениями искусства» [3, с. 10].
Г.С. Зайцев подчёркивает равновесие такой системы: «Через нисхождение по пирамиде происходит редукция смысла в угоду массового распространения концептов, но также возможно и восхождение по этой же пирамиде: от понимания чего-то простейшего к более сложным явлениям. Ведь если бы не было массово распространенных явлений в искусстве, большая часть населения вовсе не смогла бы приобщиться к искусству, в силу объективных причин» [3, с. 11].
Исследователи отмечают процессы взаимопроникновения отдельных культурных пластов: «Многие явления элитарной культуры становятся массовыми, тиражируемыми и наоборот, явления массовой культуры, такие как джаз, рок и другие постепенно переходят в статус элитарных» [6, с. 18].
Подчёркивается возможность использования классической музыки в качестве «предельно универсального и пластичного музыкального языка, который можно использовать в самых различных контекстах, вкладывая в еѐ звучание самые разные смыслы» [2, с. 4].
Примером возвышающего значения синтеза различных музыкальных направлений может служить высказывание молодого уфимского композитора А.В. Платонова: «Трансформация популярнейших образцов массовой культуры в продукт иного, академического, высокого искусства позволяет уничтожить границу между ценителями одного направления и обожателями другого. Это <...> обращение, по сути, ко всем слушателям как к любителям МУЗЫКИ в целом, стремление устранить всяческие условности и разделения на “высокое” и “не очень”. В современном мире как никогда важно объединяться» [9].
Значение массового искусства, так называемого «третьего пласта», отмечает В.Д. Конен. Неоднородная массовая культура имеет особые виды и жанры, «которые чаще всего живут в демократических кругах и не совпадают по своим фундаментальным признакам с двумя другими пластами музыки – профессиональным композиторским творчеством и фольклором» [5, с. 34]. Доктор искусствоведения В.Н. Сыров «огромный звуковой массив современной массовой музыки» разделяет на «неравноценные пласты». Он выделяет четыре ценностные с категории:
- рутинная продукция откровенно коммерческого характера;
- ординарная музыка;
- музыка с проблесками таланта;
- самые талантливые, порой экспериментальные образцы массовоймузыки [4, с. 516–517].
Энди Беннетт (Andy Bennett) и Сюзанна Джанссен (Susanne Janssen) в своѐм исследовании популярной музыки подтверждают подвижность понятий: «в контексте позднего модерна, граница между такими аспектами популярной культуры, как “высокий” и “низкий”, становится все более неустойчивой, сливается» [8, с. 2].
Синтез разных культур, новаторские эксперименты питают современное искусство. Однако при этом оно зачастую не чуждо коммерческому успеху, выражающемуся, в том числе, и в массовом распространении. Поиск оптимального баланса вынуждает творцов находить оригинальные формы воплощения. Музыканты-исполнители, формируя своё амплуа, составляя концертный репертуар в соответствии со своими творческими и стилевыми предпочтениями, решают, «что» и «как» они стремятся выразить и донести до слушателя.
В процессе взаимодействия массовой культуры и классической музыки сложилось специфическое направление – classical crossover (классический кроссовер), специализирующееся на звуковой и визуальной обработке классической музыки для широкой аудитории.
Следует подчеркнуть, что в музыке для народных инструментов сlassical crossover характерен, преимущественно, для сферы ансамблевого исполнительства. Примерами сочинений, соединяющих классическую музыку, академический принцип мышления и «лёгкие» жанры могут быть композиции из репертуара петербургского ансамбля русских народных инструментов «Терем-квартет»: Прелюдия № 3 Дж. Гершвина, «Хабанера» Ж. Бизе, «Русские страдания по токкате и фуге ре минор И.С. Баха», «Фантазии на темы из “Времен года” П.И. Чайковского», «Рок-фолк-фантазия».
«Терем-квартет» своей концертной деятельностью олицетворяет коллективность и импровизационность творчества, свойственную артистам бесписьменной традиции – народным, джазовым музыкантам. Сим Еунг Бо, анализируя композиторский стиль ансамбля, отмечает: «В творчестве “Терем- квартета” неразделимы академический стиль и “легкожанровая” развлекательность. От “классики” берут высококачественный материал и профессиональную выучку, от “популярной музыки” – игровую манеру подачи и вседозволенность методов» [7, с. 13]. Примечательно творчество ещѐ одного петербургского ансамбля русских народных инструментов «Квинтет Четырёх», который, помимо направления classical crossover, экспериментирует в жанрах джаз-фьюжн, прогрессив-фолк и др.
Черты подобного исполнительского стиля можно проследить и в уфимских ансамблях народных инструментов «Балалайка-Бэнд», «Премьер- квартет», включающих в свои концертные программы музыку в стиле classical crossover. Так, по заказу музыкантов «Балалайки-Бэнд» башкирский композитор И.И. Хисамутдинов написал «микстовую» пьесу «Уфимское попурри на темы А. Шнитке»; в репертуаре коллектива «Премьер-квартет» имеется произведение, созданное в процессе совместной импровизации, – «Парадоксус фрагмэнтум». Детальный анализ названных сочинений может составить тему другого материала.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Девятова О.Л. Судьба современной российской академической музыки // Известия уральского федерального университета. Сер. 2,: Гуманитарные науки. – 2007. – No 49, вып. 13. – С. 257–268.
2. Журкова Д.А. Классическая музыка в современной массовой культуре России: автореф. дис. ...канд. культурологии. – Москва, 2012.
3. Зайцев Г.С. О природе музыкального искусства // Проблемы преподавания музыкальных дисциплин на современном этапе. Сб. научных трудов. По материалам Седьмой межвузовской научно-практической конференции / ред.-сост. П.А. Хазанов. – М., 2014. – С. 3–18.
4. История отечественной музыки второй половины XX века: Учебное пособие / отв. ред. Т.Н. Левая. – СПб.: Композитор, 2005. – 556 с., нот.
5. Конен В.Д. Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке XX века М.: Музыка, 1994.
6. Кузуб Т.И. Музыкальная культура XX века как феномен эпохи глобализации России: автореф. дис. ...канд. культурологии. – Екатеринбург, 2009.
Данная статья опубликована: "Проблемы современной музыки: композитор и фольклор": Сборник материалов IX научно-практической конференции с международным участием (г. Пермь,9. 21–22 сентября 2016 / Под ред. Е.В. Баталиной-Корневой, Н.В. Морозовой. – Пермь, Пермский государственный институт культуры, 2016. – С. 88–92.