Предлагаю проверить на сколько верно вы обустраиваете сейчас или создавали раньше среду в которой малыш развивался и формировал свой опорно-двигательный аппарат. Ведь окружающей средой и стимулами из вне можно как очень помочь малышу, так и ощутимо навредить.
Возраст до 1,5 - 2х месяцев - это адаптационный возраст, когда ребёнок только поменял среду обитания и привыкает к новой совмещая это с активным развитием и ростом:
- включаются в работу и сонастраиваются все органы и системы
- налаживается взаимодействие с сухой, прохладной и наполненной сенсорными стимулами окружающей средой
- малыш учится делать первые движения в условиях гравитации
- освобождается от необходимости поддерживать позу эмбриона
- происходит ещё множество адаптационных процессов, на которые нужно много психических и физических сил
Малыш всё больше спит и пока мало что ещё видит.
Окружающая среда
должна быть и спокойная и развивающая одновременно
✅ 1. В этот период адаптации во время кратковременных пока промежутков бодрствования малыша очень важно:
- НЕ перегружать "новыми вводными": громким звуками и игрушками, резкими прикосновениями, яркими запахами, обилием движений и т.п.
- создавать комфортную психоэмоциональную атмосферу для мамы, т.к. писхика ребёнка пока ещё всецело зависит от состояния и реакций психики мамы
🔸🔸🔸🔸🔸🔸🔸🔸🔸🔸🔸
✅ 2. Благоприятно использовать КОКОН
и во время сна, можно и при бодрствовании
- хорошо снимает тревожность и успокаивает
- после еды для стимуляция хорошей перистальтики
- создаёт постепенный плавный выход из позы эмбриона, если чередовать с выкладываниями на ровную поверхность
🔸🔸🔸🔸🔸🔸🔸🔸🔸🔸🔸
✅ 3. Очень ВАЖНО выкладывать ребёнка спиной на ровную поверхность со свободными руками и ногами 2-3 раза в день по 5-10 минут.
Такое положение стимулирует:
- активность определённых антигравитационных тонических рефлексов, которые помогают включить переднюю миофасциальную цепь
- активизацию мышц шеи, участвующих в первой фазе подъема головы
- запуск множества очень важных процессов в старте развития опорно-двигательного аппарата и функционирования внутренних органов
Конечно, в этом положении стараемся с ребенком взаимодействовать по определённым не хитрым правилам, привлекая его внимание с поворотом головы и тактильно, и зрительно, и звуками игрушек / своего голоса.
🔸🔸🔸🔸🔸🔸🔸🔸🔸🔸🔸
✅ 4. На живот на ровной поверхности пока НЕ выкладываем,
т.к. нужно сначала:
- включить переднюю миофасциальную цепь в противодействие мышцам спины, особенно, если замечаете у малыша выгибания или заброс головы назад
- включить в работу боковые и передние мышцы шеи для первого импульса в подъеме головы
А уж потом выкладывать малыша на живот на ровной поверхности.
ССЫЛКА на статью про особенности выкладывания на живот
👇внизу 👇
🔸🔸🔸🔸🔸🔸🔸🔸🔸🔸🔸
✅ 5. Выкладывание ребёнка животом на свой живот или грудь взрослого так же по нескольку раз в день на время пока малышу это положение комфортно:
- здесь можно осуществить контакт с мамой "кожа-кожа", когда малыш-голыш выкладывается на оголённые участки тела родителя
- мягкий выход из позы эмбриона в положении ребёнка животом вниз, без создания напряжения по задней поверхности туловища и шеи
ССЫЛКА на статью про особенности выкладывания на живот
👇внизу 👇
🔸🔸🔸🔸🔸🔸🔸🔸🔸🔸🔸
✅ 6. Одеваем малыша так,
- чтобы во время бодрствования было как можно больше свободы
- без царапок, т.к. они помешают освоить очень важный навык, маркёр правильного развития "рука-рот"
- благоприятно лёгкое пеленание на сон
🔸🔸🔸🔸🔸🔸🔸🔸🔸🔸🔸
✅ 7. Ношение ребёнка на руках
- спиной вниз в позах "люлечка", "колыбелька" и т.п. позы со скруглённой спиной
- животом вниз в позе "футболист" особенно хорошо от колик
- поза "столбиком" используется обязательно только так, чтобы ось малыша (затылочная кость - позвоночник - крестец) находились под углом к полу, а не перпендикулярно
- без резких движений, тряски и как можно больше плавности
ССЫЛКА на видео про особенности ношения столбиком
👇внизу 👇
🔸🔸🔸🔸🔸🔸🔸🔸🔸🔸🔸
✅ 8. Создаём сенсорные стимуляции:
- в положении животом на теле взрослого для активизации вращения головы в стороны
- в положении спиной на опоре стимулируем взгляд пока только на центр (сейчас период "обретения центра тела") напротив глаз или из области живота / ног ребёнка
- НЕ стимулируем ни коем случае взгляд или звуками из-за головы ребёнка, провоцируя запрокидывание головы, выгибания или заведение глаз под верхние веки
- для рук и ног для активизации холокинетических движений конечностей
- для стимуляции задержки дыхания на 2-3 секунды с последующим глубоким вдохом
- ИГРУШКИ используем мелодично и не громко звучащие, без яркости
- показываем игрушку по центру перед глазами или над животом, не дергая ей, т.к. ребёнку сейчас нужно очень много времени для фокусировки взгляда
🔸🔸🔸🔸🔸🔸🔸🔸🔸🔸🔸
✅ 9. Уже с пора начинать лёгкие массаж и гимнастику
- легкие поглаживающие прикосновения руками
- рефлекторная гимнастика
- плавные и низкоамплитудные покачивания на фитболе, лежа на мяче и животом, и спиной с поддержанием позы эмбриона
- стимуляция поворотов головы в разных положениях
- выкладывание на бочок с удержанием за область таза
- стимуляция симметричного и активного движения конечностей в положении ребёнка лёжа на спину
- дыхательные упражнения
- плавание и упражнения в большой ванной
Пока во всех положениях, играх, движениях, упражнениях, при кормлении, ношении и других манипуляциях
- стараемся поддерживать сгибание ребёнка кпереди (флексию), т.к. этого пока требуют активные рефлексы новорожденного
- пока очень мягко стимулируем выход малыша в "раскрытие", стимулируя мышцы разгибатели/экстензоры
- ни в коем случае НЕ дам вертикальную нагрузку на ось (затылочная ксоть - позвоночник - таз) при ношении, кормлении и различных положениях
❓А каких правил
придерживались или придерживаетесь вы в создании окружающей среды для малыша от рождения до 2х месяцев?
✍️ ПИШИТЕ в комментариях
- - - - - -
Про следующие этапы развития в следующих статьях
🤗 ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, чтобы не пропустить
Обещанные ссылки:
Мой сайт Alexsmile.ru