В Петербурге подходит к концу выставка, посвященная уральскому поэту Борису Рыжему. Место выбрано странное для рассказа о поэте, которого сами же организаторы именуют последний классиком: модный Севкабель Порт с множеством ресторанов, фудкортов, магазинов молодежной одежды, баров и танцполов.
Я на выставку идти не хотела. У меня с поэзией Рыжего непросто. Я помню смерть Рыжего. В смысле, что я уже знала, кто он, я понимала, что умер поэт, я понимала, что он покончил с собой. Я жила в Тюмени. Осень 2001 года, я уже на филфаке, мы обсуждаем Рыжего. Весной 2002 года я впервые побывала в Екатеринбурге и часто потом ездила. С тех пор я стала избегать любых упоминаний о Рыжем. И дело не в том, что он зафиксировал тяжелую эпоху, что мне, как миллионам наших людей, трудно вспоминать 90-е. Нет, я просто застала тот Екатеринбург, что его убил. Видела ушедшую теперь фактуру, среду, в которой жизнь его оказалась невозможной. Просто невыносимо было вспоминать. Та реальность была настолько античеловечной, чтоневозможно оказалось представить, каково жилось в ней такого свойства таланту, какой выпал Рыжему. Я выставляла перед собой руку и говорила "Нет!" Стихи знала, читала, но не перечитывала. Его жизнь, биографию вообще не хотела вспоминать - сразу вставали перед глазами Уктус, Шарташ, Химмаш начала 2000-х - непереносимо.
И не пошла бы я, может, на выставку, если бы не вспыхнувший публицистический интерес: сначала я узнала, что ее идейным вдохновителем был тот самый рэпер Рич из прилепинского круга, а потом - что на выставку выделено Президентским фондом культурных инициатив свыше 10 млн рублей! А всего бюджет выставки 13,9 млн рублей! Вот, прошу!
Я решила пойти. Собственно, в разных постах я уже кратко высказалась: выставка показалась мне плохой, халтурной, сделанной междусобойчиком с целью освоения средств. Сейчас пройду по фактам.
Первое. Начнем с том, что победила в конкурсе фирма... Прочитала в одном месте, что это сын певца Валерия Ободзинского. Не знаю, правда ли это, информации мало, но висит, что Сергей Суздалкин - вроде как миллиардер и ын Ободзинского. Какое отношение он имеет к прилепинцам, я быстро выяснить не смогла, а копаться лень. Коллеги предположили, что связаны они могут быть через еще одного профессионального патриота из экосреды Прилепина - Петра Лундстрема. Ведь Валерий Ободзинский работал с оркестром Олега Лундстрема. Судя по тому, что после проявленного мною публичного интереса к этому "рыжему" гранту Петр Лундстрем тоже начал говорить, что я сумасшедшая, догадка верная и грант он получить хлопотал. Но это не наверняка. Пока вам первый факт: грант на проведение в Петербурге выставки о свердловском поэте Борисе Рыжем получила московская фирма
Идеологом выставки выступил рэпер Рич, родился в Калининграде, вырос в Подмосковье, живет в основном в Москве. Главный, короче, у них. Куратор - режиссер Даниил Романов из Москвы.
Рич - друг Прилепина. Ну который пел на Красной площади "Пацаны за тебя делают всю грязную работу" и третий год так поет, по площадям и фестивалям, но остался дома, будучи танкистом. О нем сказано мною уже все
Грант на Рыжего - не первый, который Рич усиленно осваивает. Известна история с "Садко 3000" - патриотический русский альбом. 8,4 млн только денег президентского фонда. Интересно, Рич уже купил квартиру в Москве, усевшись на грантах, или пока не хватает?
Полный провал "Садко 3000" за такие космические деньги (для индустрии это космос). Рич был тоже идеологом и автором проекта. История знаменательна тем, что выразивший недовольство альбомом соратник и верный прилепинец Олег Демидов чуть не вылетел из патриотов, долго объяснялся и теперь подчеркнуто первым тянет руку, чтобы напасть на Миронову, потому что Миронова увидела и написала, что Демидова едва не задавили свои же за слова, что альбом не удался - Демидов очень боится выпасть из обоймы. Как и скрипач Петр Лундстрем, который все же не мог не понимать, что на президентский грант записали ерундистику, и предложил обсуждать это в личных сообщениях. Я немного упоминала
Кто такой Даниил Романов? Неожиданно это московский режиссер и актер, про которого целый ряд патриотов из этого самого патриотического "Союза 24 февраля" сообщает следующее: при объявлении мобилизации сбежал в Казахстан и там чуть ли не год жил, иногда присылая оттуда проклятия и разоблачения в адрес "режима". Вернулся он как будто бы специально для освоения бюджета, а именно - снимать в Екатеринбурге фильм про Рыжего к этой выставке (о фильме ниже, если Рич внятно изъясняется, фильма пока нет). Потер посты в соцсетях и принялся курировать выставку, прививая нам патриотизм на деньги президентского фонда. Вот Даниил Романов. Можете еще с ним по выставке походить
То есть, вот такие патриоты. При этом Рич записывается в альбоме раздраконенного вконец Акима Апачева, который тут же исполняет песню "Крысы" про уехавших из России, в этой песне их предлагают вешать в прямом, а не фигуральном значении. Тех, значит, вешать, а Романова, друга, мы сажаем на президентский грант? Вдове Летова за то, что непатриотично не любит Рича, назвавшегося Россией, административку, а то и двушечку, а другу - работку за счет казны? Молодцы какие!
Что представляет сама выставка? Это ангар, по двум сторонам которого развешаны чужие фото Петербурга и Екатеринбурга
В центре - вот такие картинки плиты ОСБ с картинками и цитатами из Рыжего
Как бы иллюстрации разного периода творчества Рыжего. Стоит телефонная будка, где можно в трубке послушать голос отца Рыжего
Столик из плацкартного вагона
Макеты домов, где жил Рыжий
Буфет
Небольшая инсталляция на тему детства
Висят на листах стихи Рыжего
Куча песка с артефактами из 80-90-х
И все! Почему так? Приоткрываем тайну. Главный художник выставки Елизавета Минаева призналась, что до выставки о Рыжем знала мало и даже думала, что он жив. Откровенно говоря, по экспозиции очень видно, что о Рыжем художник знала мало. Вообще мало, наверное, знает девушка Елизавета из Москвы в ее 24 года. Зачем она была выбрана для освоения гранта, не пойму.
Что еще? На сайте выложены несколько треков Рича на стихи Рыжего, записаны они давно. Также выложена аудиозапись круглого стола 2006 года (который я помню по рассказам, а сама была в тот день в Екатеринбурге) и запись маленькой прозаической книжки Рыжего "Роттердамский дневник". Которая вывалена на сайте тридцатью семью файлами! Тридцать семь! Каждый надо открывать вручную, они от 40 секунд до двух минут
За почти 11 млн бюджетных рублей не смогли свести книгу? Или люди, которые сделали эту книгу, просто сами не слушают аудиокниг?
К примеру, в пандемию актеры мастерской Петра Фоменко записали "Роттердамский дневник". Возможно, им тоже на это дали грант, но я очень сомневаюсь. Слушать можно в один заход, а не в тридцать семь! И полностью даром!
В рамках выставки читались лекции. Про них я упоминала. Читали не специалисты по Рыжему, а друзья Рича и Прилепина. Это Алексей Колобродов из Саратова и массажист Валерий Айрапетян из Баку
Валерий нам известен вот по этой истории
Начнем с Айрапетяна. Он, конечно, писатель, но такой... В общем, я не вижу ни одной причины, зачем петербуржцам мнение Валерия Айрапетяна о поэзии уральца Бориса Рыжего, тем более что первостепенно Айрапетян действительно массажист. Тем не менее Валерий 1 сентября выступил. Я посмотрела нарезку и даже, знаете ли, отметила, что на фоне второго лектора, о котором речь пойдет ниже, Айрапетян смотрелся очень даже ничего. На него пришли люди, он даже подготовился, говорил складно. Видно, что корпус текстов изучил и даже имеет о них какое-то личное мнение, отдаленно смахивающее на концепцию. Как я поняла, Айрапетян представляет Рыжего как замогильный голос, поэта смерти, неудержимо к ней тянувшегося. И все у него было об этом. Вот цитаты из выступления Валерия (неточные): "Припомним Хайдеггера: творчество Рыжего наполнено могильными символами". "Рыжий заговорил еще и смерть сына (сын умер в 26 лет от сердечного приступа - прим. автора)". "Сила слова поэта уступает силе слов пророка, просветленного деятеля. Сила слов поэта приближена к силе слов молитвы монаха"
Вообще, последнее это же из Евтушенко, который как раз высказался на смерть Рыжего: "Он, к несчастью, не встретил на своем пути Бориса Пастернака, который мог бы ему посоветовать, как мне в 1960 году, ни в коем случае не предсказывать в стихах свою трагическую гибель, ибо сила слова такова, что необратимо толкает поэтов на пулю или в петлю".
Ну, Валерий готовился, молодец. Видно, что просто сидеть на стуле за президентский грант ему не позволяет совесть. Короче, заявил докладчик тему - метафизика смерти - и сидел себе докладывал. Заранее подготовился. Если не вспоминать, что в России есть академические специалисты по Рыжему, вместо которых позвали Айрапетяна, то можно даже сказать, что справился: говорил стройно, бойко, материалом владел, мнение имеет, темы придерживался. Впрочем, я на деньги не намекаю, эти люди могли как получить гонорар, так и выступить бесплатно, прикрывая товарищей, хотя последнее было бы, конечно, странным актом самопожертвования.
Возможно, таким актом было посещенное мною 31 августа выступление другого друга Рича и соратника Захара Прилепина по издательству КПД, автора целой книги "Захар" о Захаре Прилепине. Короче, вот он, Алексей Колобродов. С лекцией о Борисе Рыжем. На стуле у него ноут, на ноуте подсказки, видимо
Здесь вынуждена сделать отступление. Вот с сайта фонда, который дал грант на выставку. Написано, что она в частности нужна для популяризации духовно-нравственных ценностей. Листайте карусель
Опустим момент, что духовно-нравственные ценности нам на деньги президентского гранта два месяца прививают рассказами о самоубийстве Рыжего!
Вот Алексей Колобродов, он выступает перед судом, где его судят за избиение до полусмерти собственной супруги, которую он пинал и душил, когда решил уйти из семьи к другой
Айрапетян тоже, надо сказать, тот еще кадр, не ему традиционные ценности устанавливать. Но тут вообще следствие и суд. И все знают про эту историю, включая соратницу Колобродова по "Союзу 24 февраля" Ольгу Погодину-Кузмину, которая вдруг объявила, что я цепляюсь к Ричу, потому что он мне безответно нравится. Ольга, между прочим, подруга избитой Светланы Федоровой.
Но я отвлеклась. Собственно, вот такого человека позвали поднимать духовно-нравственные ценности.
Выступал Алексей кое-как. Тема была заявлена как криминальный урбанизм, это любимое у дилетантов, которые чуть-чуть почитали Рыжего: бандиты, уголовники, наркоманы... В любом случае неважно, потому что докладчик до нее не добрался. Говорил обо всем. Потом я спросила - оказалось, в Екатеринбурге Алексей побывал, когда тот фильм (не доступный пока) для выставки снимали. То есть, не знаток.
Когда я пришла (опоздала), Алексей сетовал, что в России нет пока плодов изучения наследия Рыжего. Хммм... Потом были какие-то разрозненные ловко сложенные фразы, которые выдавали, что лектору нечего сказать.
"Рыжий - первый поэт сирени. Другой поэт, как ни странно, это Александр Новиков - наследник Северянина, они с Рыжим живут в одном городе" - ну да, сирень, бузина, а в Киеве дядька. Новиков это который шансонье.
Или вдруг перескочил на "аналогию" с елизаровским "Библиотекарем". Выступление напоминало анекдот про попутчиков в поезде и "вот ты говоришь - дОбыча!"
Прочитать про Рыжего Колобродов особенно ничего не прочитал, зато отчитал его по всем статьям. Например, объявил, что Рыжий всегда назначал себе в поэтические учителя совсем не тех, кто учителями ему был. Тут же ругал Рыжего за литературный вкус. Точная цитата Колобродова: "У Рыжего со вкусом все было не слишком хорошо". Выговорил покойному за любовь к Юзу Алешковскому, который для Колобродова - автор пары попавших в народ песенок. Короче, проехался по Рыжему
Занятно, но следом Рич вдруг сказал, что у Рыжего, который, по мнению докладчика, не вышел вкусом, была огромная литературная эрудиция: "Боря к 15-ти годам уже знал весь свод литературы XIX и XX в." - так и сказал "Боря". Наверное, если тебе под имя человека дают почти 14 миллионов, он становится для тебя родным и близким.
Что до Колобродова, то вообще бессовестно, что его позвали. Зачем он с лекцией о Рыжем в Петербурге? Еще и матерился. Я ребенка взяла, между прочим. Заметила, что на афишах нет возрастных ограничений. Даже позвонила в Севкабель и по телефону уточнила - да, можно с ребенком. Потом ребенок меня спросил: "А все, с кем ты водишься, матерятся?" Слава богу, дочка, я с Алексеем Колобродовым не вожусь.
Спросила я Рича, конечно, зачем Колобродов в Севкабеле. Интеллигентно, вежливо. Вопреки заверениям Алексея, у нас есть специалисты по Рыжему. Есть даже за границей. В России это доктора наук Юрий Казарин и Леонид Быков, вообще очень уважаемый литературовед. Есть молодые ученые Татьяна Арсенова, Никита Быстров. Почему их не позвали? Казарина они, между прочим, снимали для своего фильма, который крутился без звука на маленьком телевизоре.
Рич ответил, что действительно специалистов не звали. И что тот же Юрий Казарин устроил бы выступление "на четыре часа", всех бы завалил деталями и пр. А я бы, между прочим, лучше послушала литературоведа-доктора наук, который пишет про Рыжего книжки, чем Колобродова.
"У нас не было цели устраивать академические вечера" - отрезал Рич. Страшно предположить, какие у вас были цели. Рич гнет дальше: "У нас панковский формат. Рыжий поэт молодой, суицидальный".
Панки за почти одиннадцать миллионов президентского гранта? Вы серьезно?
Больше ничего не было пока на 14 млн (полный бюджет выставки). Фильм, который они снимали в Екатеринбурге, как бы готов и есть на сайте, но его там нет. Сказали, на сайте будет расширенная версия. А когда? Не хватило 14 миллионов свести снятый не удивлюсь, если на телефон фильм?
Не знаю, что посетители, которые никогда не знали о Рыжем, узнают из этой выставки. Если приходить туда самому, то не узнаешь ничего. Дважды можно было попасть на лекции, но это друзья Рича. Можно будет сходить на экскурсию с куратором, но это режиссер Романов, уж прямо много он знает про Рыжего?
Должна признать, что не всем, кто занимается Рыжим, выставка не понравилась. Кто-то из специалистов со мной пообщался, но выставку оценивать не стал. Кто-то еще не прочитал письмо. Есть и положительный отзыв. Так, филолог Татьяна Арсенова из Екатеринбурга считает выставку удачной. Впрочем, лекций Татьяна не слышала, комментарий прислала ещё до выступлений Колобродова с Айрапетяном.
Ставлю комментарий Татьяны:
"Выставка мне однозначно понравилась, хотя я изначально настроена была критически, поскольку, как вы знаете, давно занимаюсь Рыжим и много о нем знаю. Мне показалось, ее создатели не ставили каких-то сверхзадач и уж точно не претендовали на углубленное изучение поэзии Рыжего, его поэтики и неизвестных деталей биографии. Для широкой аудитории, на которую она рассчитана, это и не нужно. Главное, что они творчески представили его мир — мир в широком смысле слова. И мир его стихов, и его биографию.
Некоторые художнические композиции (интерпретации художников) мне показались по-настоящему трогательными... И особенно ценно то, что они избежали этой уже просто набившей оскомину «блатной» темы, разных там урок, наркоманов, падших людей и пр. — всего того антуража, которым творчество Б. Рыжего, конечно, не исчерпывается, но что очень любят у нас изображать на сцене, когда речь заходит о Рыжем и его времени («ужасных 90-х»).
В общем и целом, если вам интересно мое мнение, выставка в Севкабель-порту однозначно хорошая, местами по-настоящему тонко сделанная художниками, которые прожили с Рыжим и его стихами его жизнь, прочувствовали его мир и его восприятие времени, людей, оглушающей хрупкости, конечности жизни.
Думаю, посетители, которые знали Рыжего не очень хорошо, мельком читали, смогли многое получить от этой выставки, погрузиться и пережить что-то новое… "
Ну не знаю. За такие деньги?
Между прочим, на известное мероприятие "Рыжий фест" фонд выделил 3,2 млн рублей. Фестиваль-форум проходит не первый год в Челябинске, где и родился Борис Рыжий. В нем принимают участие как специалисты по Рыжему, так и созвучные ему поэты. Приезжают его близкие. Мне сказали, что в этом году они впервые получат президентский грант, раньше обходились собственными силами и скромными собственными бюджетами. Я лично знала людей, которые за свой счет ездили выступать на "Рыжий фест"
Интересно, что сегодня еще один прилепинец, тоже патриот из "Союза 24 февраля" Игорь Караулов напал на этот фестиваль с претензией - что те не зовут ни одного поэта Донбасса. И намекнул, что они тоже антироссийские на этом своем фестивале
Извините, может, и звали бы разных поэтов к себе на фестиваль (хотя зачем бы Караулов был там нужен, не знаю) в Челябинск блюстители памяти Бориса Рыжего, вот только деньги ушли на проект Рича. Который не только никаких поэтов Донбасса туда не позвал (которым и вряд ли есть что сказать про Рыжего), но и вообще никого, кто имеет отношение к Рыжему и его творчеству.
Как-то это, Ричард Владимирович, некрасиво. Особенно в контексте ваших криков про вдову Летова, про то, что вы трудитесь во славу страны и патриот, а остальные так себе. Получили почти 11 млн президентского гранта, сделали откровенно плохо и дешево, позвали друзей читать "лекции", пеняете вдове Летова, что когда-то она продала права певцу, который уехал впоследствии из России, а сами взяли на освоение президентского гранта человека, который бежал от мобилизации. Я вам все эти вопросы задала, вы прочитали письмо и заблокировали меня.
Потому что вы считаете себя выше общества. Вы уверовали ведь и впрямь, что вы и есть Россия. И недоумеваете, по какому праву с вас спрашивают за гранты, за Романова, за лицемерие, за то, что друзей привели отрабатывать грант, что художницу молодую взяли делать выставку о том, про кого она ничего не знала.
Вы в принципе же не допускаете, что кто-то встанет и скажется, что вы сделали плохо. И "Садко 3000" вы сделали плохо, и сейчас плохо. И вдвойне стыдно, что именно Рыжего для этого выбрали. Фигура такая. Требует отношения трепетного. А вы взяли его в оборот сапогом и наганом. Это аморально. Могли бы уж на ком-нибудь другом грант освоить...
С