Многие психологи сейчас являются эзотериками, другие активно приглядываются к ней и заимствуют из неё психотехники. Хорошо это или плохо? В этой статье, которая предназначена профессиональным психологам, я не буду отвечать на этот вопрос, лишь обозначу несколько проблем, которые, на мой взгляд, увлечение эзотерикой может создать для психолога.
Для начала кратко о себе. По образованию я психолог и теолог, когда-то увлекался эзотерикой, увлекался серьёзно, возглавлял одну эзотерическую организацию, читал по эзотерике лекции и даже издавал журнал. В общем в тему я был погружён серьёзно. Потом в эзотерике разочаровался, перешёл в православие и даже написал несколько книг с критическим обзором ззотерики. Пишу это лишь для того, чтобы донести до моих читателей тот факт что я в теме...
Итак, эзотерика — это религиозная доктрина! Надеюсь с этим утверждением никто спорить не будет?! Такие понятия как: карма, реинкарнация, аура, биополе, махатмы, астрал и т.д. Все они в рамках курса «Общей психологии» не изучаются! А где их можно найти? В религиоведении, востоковедении, возможно в философии, т.е. предметах по любому иных чем психология. Да и специальности: религиовед, востоковед или философ никак не равны психологу. Содержание подготовки очень разное.
Какой отсюда, на мой взгляд, следует вывод... Хотите профессионально говорить о религии, учитесь на религиоведа, приходящие же к вам клиенты, приходят к психологу, а не религиоведу! Оставаться в рамках профессиональных компетенций, это принцип отделяющий любого профессионала от дилетанта.
Далее, хочу отметить что любая религия соединяет человека с чем-то, или кем-то выходящим за пределы привычного материального мира. И те практики которые создаются в рамках религиозной духовной практики, ставят своею целью или подготовить человека к встрече с потусторонним, или реализовать эту встречу. Религия — это не о решении психологических проблем! Надеюсь со мною опять же никто не будет спорить что психологов не учат спасать души, в религиозном понимании, достигать нирваны или самадхи… Расширение сознание через контактёрство с духами в психологии также отсутствует.
Также, нужно отметить что внутри любой религиозной доктрины есть требования к верующим в неё, нарушение которых ставит под вопрос их принадлежность к ней. Например, нельзя быть христианином и при этом не верить в Иисуса Христа как Бога, но нельзя быть эзотериком и верить в Христа как Бога! Хотя, у многих эзотериков знания её на уровне плинтуса и они могут верить во что угодно. Если же подходить к предмету как профессиональный религиовед, то если вы эзотерик, вы не христианин, если вы христианин, вы не эзотерик. Для христиан это не обсуждаемый факт. И христиане имеют полное право на такую позицию. Из неё следует что никакие эзотерические практики для христиан не допустимы в принципе, какое бы обратное мнение не было у эзотериков.
Так же, я надеюсь что профессиональные психологи, имеющее эзотерическое мировоззрение придерживаются «Этического кодекса психолога»?
Напомню что там сказано в частности: «Все действия Психолога относительно Клиента должны основываться на данных, полученных научными методами». А также: «Психолог не должен использовать профессиональные отношения в личных, религиозных, политических или идеологических интересах».
Никакая религиозная доктрина не является научной по определению. Конкретный психолог может считать что какие-либо эзотерические практики будут полезны его клиенту, но может тогда этому психологу предложить свои наработки и размышления сначала психологическому научному сообществу? А не экспериментировать на клиентах...
Хочу отметить, что если вы считаете что ваши личные религиозные взгляды никак не влияют на вашу психологическую практику, вы наивны. Влияют и в этическом, и психотехнологическом плане. И это стоит учитывать любому психологу. Личность психолога и его религиозные взгляды оказывает огромное влияние на его профессиональную практику, это надо осознавать и стараться контролировать, избежать полностью, вряд ли возможно.
Например, я стараюсь придерживаться в своей консультационной практике христианских нравственных принципов. Я это не скрываю. Потому я никого не буду учить например как манипулировать другими людьми или как можно успокоить свою совесть если человек занимается безнравственной деятельностью. Также я не предложу человеку ничего что противоречило бы его религиозным взглядам. Это моя позиция, я стараюсь её придерживаться.
Итак, какие проблемы создаёт эзотерика для психолога: во-первых, психолог выходит за пределы своей профессиональной компетенции. Во-вторых, включение эзотерики в практику психологического консультирования может привести к конфликту религиозных взглядов клиента и психолога и более того, поставить вопрос его религиозной идентичности. Если это произойдёт, могу «поздравить» психолога, вы стали гуру и можете создавать свою секту. В-третьих, использование эзотерических методов влияния на сознание ведёт к нарушению «Этического кодекса психолога».
Эзотерики могут мне возразить, но ведь эзотерические психотехники хорошо влияют на сознание, да влияют, но кроме выше написанного, хочу обратить ваше внимание что характер влияния вы не контролируете. Я много консультировал людей консультировавшихся у эзотериков и знаю что пишу. А игра в «русскую рулетку» для психолога, не самое хорошее занятие.
Ну а что вы думаете по этому вопросу?
Автор: Питанов Виталий Юрьевич
Психолог, Консультант
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru