Найти в Дзене
Maxim Pnz

Каким же должен быть дирижабль в 21 веке?

История порой делает неожиданные повороты. Например, первые электрические автомобили были забыты на сто лет, но сейчас они снова привлекают внимание. Технологии постоянно меняются, и то, что когда-то считалось непрактичным по техническим причинам, может найти свое место в современном мире. Американские, китайские и европейские производители, а также российские инженеры обращают внимание на идеи, которые многим несправедливо кажутся устаревшими. Почему бы и нет? Ведь мы живем в 21 веке, когда новые технологии открывают перед нами множество возможностей! Представляя концепцию современного дирижабля, можно опираться на технологии, о которых Константин Циолковский не мог и мечтать 100 лет назад. Нет смысла основываться на решениях прошлого. Да, паровоз и телега сыграли свою роль, но мы должны двигаться вперед и использовать инновации. Если не будем использовать достижения современности и жить прошлым, то будем отставать. Но вот насколько это прогрессивно? Некоторые люди очень привязаны к

История порой делает неожиданные повороты. Например, первые электрические автомобили были забыты на сто лет, но сейчас они снова привлекают внимание. Технологии постоянно меняются, и то, что когда-то считалось непрактичным по техническим причинам, может найти свое место в современном мире. Американские, китайские и европейские производители, а также российские инженеры обращают внимание на идеи, которые многим несправедливо кажутся устаревшими. Почему бы и нет? Ведь мы живем в 21 веке, когда новые технологии открывают перед нами множество возможностей! Представляя концепцию современного дирижабля, можно опираться на технологии, о которых Константин Циолковский не мог и мечтать 100 лет назад.

                                     Модели современных дирижаблей разных концептов
Модели современных дирижаблей разных концептов

Нет смысла основываться на решениях прошлого. Да, паровоз и телега сыграли свою роль, но мы должны двигаться вперед и использовать инновации. Если не будем использовать достижения современности и жить прошлым, то будем отставать. Но вот насколько это прогрессивно? Некоторые люди очень привязаны к раритетам или их деталям и считают, что ничего лучше уже не может быть. Есть и такие, кто полностью отрицает саму возможность нового развития «старой инженерии». Переосмыслить устои иногда бывает сложно, но если смотреть на это с точки зрения современности, то реально представить определенные перспективы новых проектов, как и их сложности.

Наш век — это эпоха беспилотных систем, и вполне логично определить дирижабельную платформу именно в таком контексте. Никто не будет рисковать жизнями членов экипажа и заниматься их жизнеобеспечением. Зачем это нужно? В качестве движущей силы используется не просто обычный мотор, а так называемый «буксировочный дрон». Это мощный аппарат, каждая единица которого автономна и крепится на шарнирной стойке к корпусу дирижабля с возможностью поворота на 360 градусов. «Рой» очень подвижных двигателей стабилизирует воздушный корабль и относительно тихо направляет рабочую тягу в нужную сторону. При необходимости буксировщики могут самостоятельно лететь на ремонт или диагностику. Даже при повреждении всего корпуса такие дроны обеспечат стопроцентную плавучесть, превращая дирижабль в большой «вертолет». Часть из них выполняет роль швартовщиков: они подтягивают аэроплатформу на тросах к подготовленным основаниям или с помощью встроенных буров — прямо к земле, льду и песку. Другая группа используется для автоматического мониторинга обшивки с поиском повреждений. С точки зрения безопасности это нелишне. Здесь мы отходим от простых моторов к «умным» тяговым устройствам широкого профиля. Выход из строя части таких устройств не влияет на летные характеристики всей аэроплатформы. Управление движением (вперед или назад, вверх, вниз, вбок) не имеет особого значения, нужно лишь преодолевать сопротивление воздуха. Поэтому корпус нужен классической сигарообразной формы, прямо влияющей на скоростные характеристики. С производственной точки зрения такой корпус удобно стыковать и собирать из быстро заменяемых 4–10 модульных частей, попутно выполняющих роль внутренних перегородок. По своей сути очень полезная опция — «большой поплавок» с немного приплюснутым снизу корпусом, что дает возможность посадки прямо на воду.

                                       Вариант дирижабля «Атлант» с приводнением
Вариант дирижабля «Атлант» с приводнением

Отпадает необходимость и в снижающей скорость «гондоле». Грузопассажирский модуль встраивается прямо в корпус, тогда средняя скорость в 150–200 км/ч вполне достижима. Для рабочей серии дирижаблей грузоподъемностью 15–20 т объемом 30–40 тыс. куб. м, можно сразу закладывать и автоматическую стыковку воздушных судов друг с другом, что в перспективе позволит перевозить грузы любого веса.

Современные пластики могут быть прочной и легкой оболочкой для аэроплатформ жесткого типа. Их можно наполнять не газом (водородом или гелием), а сильно разряженным воздухом, откачанным до 1 атмосферы. Вполне достижимая величина, а большего давления для создания подъемной силы и не требуется. Условный «вакуум»обладает лучшей плавучестью более выгоден экономически. Также отпадает проблема балласта, так как спуск и закачка воздуха в систему до нужных пределов не представляют технической сложности. Почему раньше не делали так? Просто не было подходящих материалов, а теперь они доступны. Раньше много чего не было – и что? Разве кого-то это пугает сегодня или из-за этого останавливается движение вперед?

Что касается источника энергии, привлекательно использовать "атомные батарейки" и забыть о проблеме топлива. Технологии для этого уже есть, весь вопрос в их мощности, цене и доступности. Можно обратить внимание на ветер. На высоте его достаточно, и он всегда доступен. Вырабатываемую энергию можно сразу отдавать в электродвигатели без необходимости накапливать в аккумуляторах. Хотя в определенных ситуациях суперконденсаторы для хранения энергии могут оказаться нелишними. Адаптировать и подобрать подходящий вариант ветрогенератора для дирижабля вполне реально с инженерной точки зрения. Если проводить аналогию, это все равно что пчелы среди меда. Просто нельзя игнорировать подобную возможность. Весь вопрос в правильной компоновке ветроустановок и их сопротивлении при движении, так как тормозящий эффект при полете никому не нужен. Также можно получить и мобильную ветряную электростанцию, что является определенным бонусом. Если закрепить «аэроплатформу» на высоте 100–300 м над землей, то дирижабль может выполнять функции большого ветряка. Кроме того, его можно попутно использовать для подключения и ретранслятора интернета, связи, погодной станции с большим количеством измерений или радарной установки. Важны и камеры для мониторинга окружающей обстановки, включая загрязнения, вырубки лесов, свалки, техногенные и природные катастрофы, пожары и т. д. Дирижабли могут выполнять функции автоматического пожарного или поисковика, так как способны автономно парить без посадки неделями, а то и месяцами, что очень актуально для различных сфер деятельности.

Основная проблема не в технологиях, а в «особой» ментальности и искусственно завышенных ценах, из-за которых стоимость часто дороже, чем в известной соседней стране. На этом фоне «большой фантастикой» можно считать не инженерные вопросы «летающего корабля» современности, а именно последний критерий — наш грешный, падший мир. Возможно, у кого-то есть свой взгляд на дирижабли 21 века. Было бы интересно узнать и сравнить разные концепции. Делитесь!