Вышивка шиша (слово на хинди, означающее «маленькое стекло») также известна как зеркальная, кальянная или вышивка абла. Это вид декоративно-прикладного рукоделия, для которого характерны небольшие кусочки светоотражающего материала, нашитые на тканевую основу.
Считается, что зеркальная вышивка зародилась в Индии в семнадцатом веке, хотя она вполне может быть и старше этой даты. В более старых образцах этой вышивки для создания эффекта блеска использовалась слюда. Позже слюда была заменена оловом или серебром, а также тонкими монетами. Иногда использовались даже крылышки жуков. В начале двадцатого века стали использовать стекло. Стекло выдували в виде больших тонких пузырьков и разбивали на маленькие круглые кусочки – поэтому более ранние образцы имеют слегка выпуклый изгиб.
Поначалу изготовление зеркал для вышивки считалось женской работой, но ко второй половине двадцатого века большая часть стекла стала выпускаться серийно с использованием стекла машинной огранки с посеребренной подложкой. К концу двадцатого века блестящие пластиковые диски более или менее вытеснили стекло. Поскольку в кусочках слюдяного и зеркального стекла нет отверстий, которые можно было бы использовать для крепления кругов к основному материалу, используется система нитей крест-накрест. Иногда поверх стекла надевают круглую жестяную рамку, а затем пришивают ее к основному материалу. К концу двадцатого века все большее распространение получили небольшие пластиковые рамки для крепления зеркального стекла или пластиковых дисков.
Эта традиционная техника вышивания не только усиливает эстетическую привлекательность текстиля, но и несет в себе многовековую историю и культурное значение, что делает ее увлекательным объектом для изучения. Сложная работа по встраиванию небольших кусочков зеркала в ткань изначально была зарезервирована для королевских нарядов и церемониальных облачений, что означало богатство и величие. Мерцающие зеркала были не только декоративными, но и, как считалось, отгоняли злых духов, что делало их популярным выбором для важных жизненных событий, таких как свадьбы.
Базовая ткань для работы с зеркалом имеет решающее значение, поскольку она служит холстом для вышивки. Обычно используются такие ткани, как хлопок, шелк и шерсть, выбранные за их прочность и способность выдерживать вес зеркал и стежков. Выбор ткани часто зависит от региона, причем в каждой области есть свой предпочтительный тип, основанный на местной доступности и традициях. Нитки, используемые в вышивке, обычно хлопковые или шелковые. Их выбирают за их прочность и способность надежно удерживать зеркала на месте. Цвет ниток часто выбирается так, чтобы контрастировать с основной тканью, подчеркивая дизайн и зеркала.
Мотивы, используемые в зеркальной работе, часто имеют определенное значение. Распространенные мотивы включают животных, птиц, цветы и геометрические узоры, каждый из которых символизирует различные аспекты жизни и природы. Например, павлин может символизировать красоту и грацию, в то время как цветок может представлять плодородие или красоту природы.
Цвета, используемые в вышивке, также имеют значение. Красный может символизировать любовь и силу, а зеленый может представлять плодородие и обновление. Выбор цветов часто зависит от местных обычаев, религиозных верований и случая, для которого изготавливается изделие.
Создание зеркальных работ — это трудоемкий процесс, требующий терпения, точности и мастерства. Мастера часто изучают эти техники годами, обычно передавая их из поколения в поколение. Качество работы зависит не только от используемых материалов, но и от мастерства мастера в этих традиционных техниках.
Каждое изделие из зеркала рассказывает историю, будь то собственный опыт ремесленника, местные легенды или повседневная жизнь общины. Это делает каждое изделие уникальным и носителем богатых устных традиций.
По сути, шиша— это яркий гобелен, сотканный из нитей традиции, культуры и символизма. Это живая форма искусства, которая продолжает развиваться, сохраняя при этом свои глубоко укоренившиеся смыслы и значение. Благодаря своим замысловатым узорам и мерцающим зеркалам она предлагает заглянуть в душу Индии и её людей.
Если вам было интересно, пишите комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал.
Благодарю за внимание!
Читайте так же:
Мангалсутра - символ брака и взаимной любви
Редкие фрукты Индии, которые стоит попробовать хотя бы один раз
Нитья Менен - жемчужина южно-индийского кино