Обсуждение сознания, особенно когда оно касаются трактовки мистических состояний в терминах современной психологии, часто сбивают с толку. Путаница возникает из-за того, что термин «сознание» имеет тенденцию использоваться двумя совершенно разными способами: в современной психологии он обычно относится к «тому, что осознается». Обычно это означает уровень осознания, свойственный диапазону развития эго. Сознание обычно считается атрибутом эго.
Но в психологии йоги говорится, что сознание существует на разных уровнях, «уровень эго» является лишь одним из них. Для того, кто не развил или не испытал те более высокие уровни сознания за пределами эго, которые присущи ему, их точная природа остается неясной. В таком случае бодрствующее сознание недостаточно расширено, чтобы реализовать свой потенциал для этих состояний более широкого уровня осознания. Эти состояния происходят только в глубоком сне, когда обычное сознание приостановлено. С точки зрения повседневной ментальности, они остаются «бессознательными». Но как сознание может быть «бессознательным?»
Очевидное противоречие возникает из-за использования термина «сознание» как в том смысле, который он использует на Востоке, так и в том смысле, который он использует на Западе одновременно: в философии йоги и психологии предполагается, что высшее сознание существует как потенциал в каждом человеке. Обычное сознание рассматривается как несколько грубая — хотя пока еще неразвитая — версия этого базового потенциала. Но в современной психологии обычное бодрствующее сознание принимается за отправную точку, и все, что находится за его пределами, помещается в категорию «бессознательного». Поэтому именно в западном «бессознательном» восточное высшее сознание обычно остается нераскрытым. Мы попытались немного прояснить это, указав, что «бессознательное» неоднородно. Оно содержит область, называемую личным бессознательным, и то, что Юнг называл коллективным бессознательным, а также потенциальные трансперсональные и универсальные режимы сознания. Тем не менее, два разных использования термина «сознание» указывают на основное глубинное различие между перспективами современной и йогической психологии.
В йогической психологии сознание является базовым явлением. Это базовая реальность. Это центральный фокус, вокруг которого организована вся йогическая концептуальная схема. Развитие человека рассматривается не просто как разработка ментальной структуры, такой как эго. Вместо этого оно рассматривается как постепенное раскрытие уже присутствующего, глубинного сознания. Это сознание проявляется в таких формах, как ментальные структуры, но имеет потенциал освобождения от них. С постепенным ослаблением привязанностей оно постепенно освобождается от физических и ментальных форм, которые и выражают его, и, в то же время, затемняют и загрязняют его.
В философии йоги этот основополагающий принцип сознания — пуруша. Длительный процесс индивидуального развития рассматривается как начинающийся с рождения, когда материя или пракрити наполняется сознанием или пурушей. Пракрити означает материальный аспект вселенной. Это почва, в которой сознание может пустить корни. Это женский, восприимчивый принцип. Это мать-земля, в которой может прорасти семя сознания, производя живую плоть и активный интеллект. «Земная Мать», оплодотворенная «Небесным Отцом» (сознанием), дает начало жизни. Именно пракрити, материальное и физическое существование, может воплощать пурушу или сознание. Пракрити придает пуруше форму.
В случае индивидуального развития, когда младенец появляется на свет, его физический организм приобретает свойство сознания. Это слияние принципа материи с принципом сознания приводит в движение индивидуальное развитие. В течение длительного процесса личной эволюции сознание или пуруша постепенно, шаг за шагом, осознает себя и осуществляет отделение от своего отождествления с телом, материальным миром и их производными.
Эта эволюционная последовательность, которая начинается со слияния сознания с материей и заканчивается его окончательным разделением, в некотором роде напоминает ту, что описывают западные психологи и психиатры. Они изучали связь матери и ребенка и постепенную эволюцию индивидуального сознания, которое отделяет себя от этого союза и устанавливает свою индивидуальность. Такая эволюция личности, по-видимому, соответствует одному сегменту эволюционной последовательности, описанной в психологии и философии йоги. Она соответствует определенному ограниченному диапазону пошагового отделения сознания от его вовлеченности и отождествления с более плотным, более материальным принципом.
На каждом из уровней сознания, которые мы ранее обсуждали: физическое тело, энергетическое тело, ментальное тело, высший буддхи и так далее, наблюдается уменьшение степени плотности пракрити и увеличение степени чистоты сознания или пуруши, то есть увеличивается соответствие между текущим уровнем сознания и чистым сознанием. Когда преобладает пракрити или материальный принцип, на самых ранних стадиях развития материя кажется «центром вселенной». То есть осознание и ориентация человека находятся в терминах физического «я» и мира. Его внимание сосредоточено на материальных явлениях, где отмечено разнообразие, а удовольствие носит более физический характер. С постепенным устранением запутанности пуруши, пракрити сознание все больше становится преобладающим.
В процессе личной эволюции происходит постепенное уменьшение привязанностей к отождествлениям с людьми и объектами. Ребенок отделяет себя от своего слияния с матерью, сначала физически, а затем ментально. Он учится отличать стабильное «я» от восприятий и воспоминаний, которые появляются на экране низшего ума. Он формирует свою собственную идентичность. Если он следует соответствующей дисциплине, он может продолжать дальше и разорвать даже те привязанности, которые присущи эго-идентичности. В конечном итоге станет очевидно, что даже самые тонкие усилия извлечь удовольствие или избежать боли от других людей, вещей или образов затмевают лежащее в основе чистое сознание.
На каждом уровне развития сознание использует определенные средства, такие как тело, энергия, ум или высший буддхи, чтобы выразить и проявить себя. Каждое из них придает ему определенную форму и, следовательно, определенные ограничения. Они являются инструментами для использования сознанием. Хотя эти средства становятся все более утонченными, они остаются по сравнению с чистым сознанием грубыми инструментами в руках пользователя. Для прогресса развития чистое сознание должно освободиться от каждого из своих средств по очереди. В психологии йоги эго является лишь одним из этих возможных средств сознания, тогда как в западной психологии эго является первичным, а сознание является его свойством. Таким образом, психология йоги представляет для западной мысли своего рода коперниканскую революцию ума. Она обеспечивает отход от эгоцентрической точки зрения.
Перспектива, предлагаемая основным течением современной психологии, не вмещает в себя всеобъемлющую теорию роста. Она не может прояснить, что является движущей силой для дальнейшей эволюции. Психология, основанная на ограничениях уровня сознания эго, может быть только пессимистичной относительно возможности развития за пределами этих узких границ. Как эго может выйти за пределы самого себя? Что обеспечивает подъем? Дилемма, похоже, заключается в том, что человек пытается поднять себя, дергая за собственные шнурки.
Однако психология йоги предлагает иную точку зрения. Здесь утверждается, что существует глубинное сознание, которое пытается освободиться от ограничений ума. Сознание заперто в материи или какой-то ее утонченности, но постоянно оказывает давление, чтобы вырваться. Существует базовая тяга в направлении роста. Сознание (пуруша) стремится к эволюции вверх, подобно тенденции воздушного шара подниматься. Только материя (пракрити) удерживает его внизу. Когда привязанности к более плотным уровням существования разрушаются и, подобно мешкам с песком, отбрасываются, воздушный шар освобождается и ему разрешается следовать своим естественным путем вверх к более спокойному и высокому сознанию.
Иногда пуруша и пракрити рассматриваются как составляющие глубинную двойственность. Это позиция системы санкхья индийской философии, которая отражена в сутрах Патанджали. Здесь пуруша или сознание вечно, а пракрити или материя совечны с ним. В то время как школа философии и психологии Веданты принимает основные идеи Самкхьи о природе вселенной, не может довольствоваться дуальностью сознания и материи, пуруши и пракрити. Она настаивает на том, что все, кроме высшего сознания (Брахмана, Я), является майей или «иллюзией». «Все, что изменяется, иллюзорно, и Единое, что постоянно, является единственной реальностью, неизменным субстратом под всеми проявлениями». С этой точки зрения материя, как говорят, в конечном счете является творением и проявлением сознания. Именно сознание порождает материальные явления, а не наоборот.
На каждом уровне развития отказ от большего количества привязанностей еще больше расширяет поле осознания и позволяет возникнуть более высокому сознанию. Когда этот процесс доводится до своего окончательного завершения, он выходит за рамки того, что может себе представить обычное бодрствующее сознание. Он приводит человека к самым дальним учениям человеческого потенциала: всеобщему осознанию. Здесь больше нет различия между познающим и познаваемым. Все воспринимается одновременно как часть себя.
Универсальной характеристикой всех мистических состояний является то, что их невозможно адекватно передать ни в одной концептуальной формулировке. Причина этого ясна, как только осознается, что сущность мистического состояния — это Сознание, которое не попадает в рамки субъект-объект. Напротив, любой язык предполагает эти рамки.