Найти в Дзене
Lace Wars

От пажа до легенды: настоящий барон Мюнхгаузен

Оглавление

Юные годы и начало карьеры в России

Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен, человек, чье имя стало синонимом невероятных историй, родился 11 мая 1720 года в Боденвердере, Нижняя Саксония. Будучи пятым из восьми детей в семье полковника Отто фон Мюнхгаузена, юный Карл рано познал тяготы жизни – его отец скончался, когда мальчику было всего четыре года.

В 15 лет судьба привела Мюнхгаузена ко двору герцога Брауншвейг-Вольфенбюттельского Фердинанда Альбрехта II, где он начал службу пажом. Этот опыт стал трамплином для его дальнейшей карьеры. Всего два года спустя, в 1737 году, Карл отправился в Россию, сопровождая молодого герцога Антона Ульриха.

Российский период жизни Мюнхгаузена оказался богат на события. В 1738 году он участвовал в турецкой кампании, а в следующем году поступил на службу в Брауншвейгский кирасирский полк в чине корнета. Карьера молодого офицера стремительно развивалась: когда Анна Леопольдовна взошла на престол, а Антон Ульрих стал генералиссимусом, Мюнхгаузен получил чин поручика и командование элитной ротой полка.

Взлеты и падения при российском дворе

Однако фортуна переменчива, особенно в мире большой политики. Государственный переворот, организованный Елизаветой Петровной, дочерью Петра I, перечеркнул блестящие перспективы Мюнхгаузена. Новая власть отодвинула его на второй план, но не сломила.

Проявив гибкость, Карл Фридрих присягнул Елизавете и сохранил место в армии. Он даже удостоился чести командовать почетным караулом, встречавшим в Риге будущую императрицу Екатерину II. В том же 1744 году Мюнхгаузен женился на рижской дворянке Якобине фон Дунтен.

Несмотря на все перипетии, к 1750 году Мюнхгаузен сумел добиться чина ротмистра. Казалось, карьера вновь пошла в гору, но судьба готовила новый поворот. Необходимость разделить семейное наследство с братьями вынудила Карла Фридриха вернуться в родной Боденвердер. Он взял отпуск, который затянулся на несколько лет, и в итоге подал прошение об отставке.

Рождение легенды в тихом Боденвердере

Возвращение в родовое поместье ознаменовало начало нового этапа в жизни Мюнхгаузена. Здесь, вдали от суеты столичной жизни, он нашел свое истинное призвание – рассказчика удивительных историй.

В построенном им охотничьем павильоне регулярно собирались друзья и соседи, жаждущие услышать очередную невероятную байку. Один из современников так описывал эти вечера: "Обычно он начинал рассказывать после ужина, закурив свою огромную пенковую трубку с коротким мундштуком и поставив перед собой дымящийся стакан пунша... Он жестикулировал все выразительнее, крутил на голове свой маленький щегольской паричок, лицо его все более оживлялось и краснело, и он, обычно очень правдивый человек, в эти минуты замечательно разыгрывал свои фантазии".

Слава о необыкновенных рассказах Мюнхгаузена быстро разошлась по округе. Его истории передавались из уст в уста, обрастая новыми подробностями. Вскоре они проникли и в печать. В 1761 году три сюжета из рассказов барона появились в книге графа Рокса Фридриха Линара "Der Sonderling". А в 1781 году берлинский альманах "Путеводитель для веселых людей" опубликовал уже 16 историй, приписываемых "г-ну М-г-з-ну, живущему в Г-ре".

Литературное бессмертие и жизненные драмы

Настоящую славу Мюнхгаузену принесла книга Рудольфа Эриха Распе, вышедшая в 1785 году. Согласно легенде, сам барон был в ярости от этой публикации и даже собирался подать в суд. Однако остановить волну популярности было уже невозможно. "Приключения барона Мюнхгаузена" стали бестселлером своего времени, а в Боденвердер потянулись толпы любопытных, желающих увидеть знаменитого рассказчика.

Но пока литературный Мюнхгаузен покорял читателей по всей Европе, реальный Карл Фридрих переживал нелегкие времена. В 70 лет он потерял жену Якобину, а через четыре года женился на 17-летней Бернардине фон Брун. Этот брак оказался катастрофой: молодая жена вела расточительный образ жизни и вскоре родила дочь, в своем отцовстве которой 75-летний барон сильно сомневался.

Последовавший бракоразводный процесс окончательно разорил некогда состоятельного Мюнхгаузена. Бернардина сбежала за границу, а сам барон, потерявший все свое состояние, вскоре скончался от апоплексического удара.

Наследие барона: от литературы до монументов

Несмотря на печальный финал жизни реального Карла Фридриха, созданный им образ продолжает жить и вдохновлять новые поколения. Книга Распе породила целую серию произведений о Мюнхгаузене, включая "Барон Мюнхгаузен – Российский кирасир" А.Л. Налепина и "Приключения и злоключения барона М-г-з-на".

Память о бароне увековечена не только в литературе, но и в камне и металле. По всему миру установлены памятники, изображающие самые известные "подвиги" Мюнхгаузена. В Хмельницком на Украине можно увидеть барона, скачущего на половине лошади. В Москве и Боденвердере установлены скульптуры, изображающие знаменитый эпизод, когда Мюнхгаузен вытягивает себя за волосы из болота вместе с конем.