Минстрой внезапно заинтересовался тем, как застройщики и банки меняют динамику цен на земельные участки - после того, как цены на них резко выросли, а число доступных на рынке - сократилось в 5 раз.
Никита Стасишин, замглавы Минстроя, впервые за долгое время заговорил о проблемах, связанных с земельными участками под массовый девелопмент. В частности, чиновник заявил, что в разгоне цен на землю поучаствовали и застройщики, и банки.
«Выдавая бридж, застройщики немного корректировали будущую цену реализации и через год до разрешения на строительство, это приводило к тому, что резервирование было по 1-3% от выданного кредита. И теперь те земли, которые вы купили неоправданно дорого, вы пытаетесь продать за бриджи, чтобы снизить кредитную нагрузку. При этом себестоимость строительства уже оптимизирована больше некуда. Минстрой не позволит застройщикам сдвигать сроки передачи ключей и раскрытия эскроу»,— заявил Стасишин.
Досталось и небольшим застройщикам, которым замглавы Минстроя посоветовал не мнить себя "большими федеральными". Дескать, они за кредиты покупают земли, которые "потом непонятно, как будут реализованы".
Ситуация на рынке известная - участки могут годами лежать в запасе у застройщиков и сменить пару владельцев до начала стройки. А сейчас, с нынешней рыночной ситуацией, застройщики тем более притормозят с выходом на площадки. Думается нам, именно поэтому Минстрой внезапно вот только-только сейчас задумался о том, как банки и застройщики обращаются со своими участками. При этом косвенно именно государство в лице отдельных структур - от Минстроя до мэрии Москвы - виновато в надвигающемся земельном кризисе. А если говорить конкретно, одним из значимых факторов, влияющих на цены, стала набирающая обороты программа КРТ.
Так, по данным NF Group, в 2020 году - на момент старта программы - в свободном обращении находилось порядка 2 тыс. лотов под жилую и коммерческую застройку. К 2024 году количество участков сократилось до 400, то есть практически в 5 раз, а по площади - в 2 раза.
Основные "клиенты" новой госпрограммы - как раз региональные девелоперы. По данным аналитиков, каждая 4-я земельная сделка на московском рынке - это сделка с региональными игроками. Программа КРТ, несмотря на зачастую высокие цены, позволяет им купить участок с готовыми ТЭПами.
Именно поэтому самые дорогие сделки с землей также заключают именно регионалы. Москвичи, хорошо знающие рынок и имеющие выход на админресурс, могут позволить себе выбирать, заключать сделки с проверенными лендлордами, кроме того, у столичных застройщиков зачастую есть уже свой земельный "запас" - гектары земли, которые терпеливо ждут своей очереди. Региональные застройщики такими возможностями не обладают. Им приходится или покупать готовый участок с ГПЗУ, или участвовать в программе КРТ. И стоит это дорого - но, по мнению региональных игроков, Москва того стоит.
Демонстративное внимание Минстроя к рынку земли и региональным игрокам говорит о том, что облегчать жизнь строительному сектору, несмотря на пост-ипотечный кризис, в ведомстве не собираются. Зато хотят, с одной стороны, ограничить выход на столичный рынок региональных компаний, а с другой - любыми способами подтолкнуть "москвичей" к тому, чтобы те "распаковали кубышки" купленной ранее земли.
Цели понятны: регионалы должны сидеть дома и строить жилье в рамках прожектов государства, работая на политические программы и постулаты правительства, обеспечивая "метры на малой родине", а не зарабатывать деньги в столице. А столичные застройщики должны двигать землю в работу - то есть строить сейчас, невзирая на кризис, и обеспечить правительство красивыми цифрами ввода жилья в эксплуатацию на следующий год. Безотносительно того, получится ли задуманное, можно констатировать - никогда еще с 2014 года цели и задачи застройщиков и Минстроя не расходились так радикально.