Когда гремит гром и сверкают молнии, мы невольно вздрагиваем, представляя мощь природы. Но есть события в истории, перед которыми меркнут даже самые сильные грозы. 7 сентября 1812 года под Бородино разразилась буря, созданная руками человека, – буря, изменившая ход истории. В этот день земля содрогнулась от грохота орудий, а воздух наполнился пороховым дымом и криками тысяч солдат.
Сегодня, отмечая День воинской славы России — День Бородинского сражения и вспоминая о тех событиях, мы прикасаемся к великой тайне человеческого духа, способного творить невозможное.
Марина Цветаева
"Генералам двенадцатого года"
Ах, на гравюре полустёртой,
В один великолепный миг,
Я встретила, Тучков-четвёртый,
Ваш нежный лик,
И вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена…
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна…
О, как, мне кажется, могли вы
Рукою, полною перстней,
И кудри дев ласкать — и гривы
Своих коней.
В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век…
И ваши кудри, ваши бачки
Засыпал снег.
Три сотни побеждало — трое!
Лишь мёртвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы всё могли.
Что так же трогательно-юно,
Как ваша бешеная рать?..
Вас златокудрая Фортуна
Вела, как мать.
Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие —
И весело переходили
В небытие.
1913 г.
Сегодня я хочу рассказать вам историю Александра и Маргариты Тучковых, в жизни которых было всё: преданность Отечеству, светлая любовь, большое горе и безграничная верность.
Александр Алексеевич Тучков
родился в 1777 году в Киеве в семье генерал-поручика инженерных войск А. В. Тучкова. И по примеру своего отца и братьев стал военным. Его, одного из пяти братьев-генералов русской армии, называли Тучковым-четвёртым. В 21 год он уже был полковником артиллерии, но в 1802 году подаёт в отставку и уезжает за границу, чтобы продолжить своё образование. Через два года возвращается на родину и вновь поступает в армию, теперь уже в пехоту.
В войну с Наполеоном в 1806—1807 гг. командовал полком и заслужил за свою храбрость орден Георгия 4-ой степени, отличившись под Фридландом.
Со своим Ревельским полком в составе корпуса Барклая-де-Толли участвовал в войне со шведами (1808 - 1809 г. г.), тогда же и был произведён в генерал-майоры. До 1810 года исполнял должность дежурного генерала в штабе главнокомандующего русской армией Барклая-де-Толли в Финляндии.
В Отечественной войне 1812 г., командуя бригадой 3-ей пехотной дивизии, отлично проявил себя в боях под Витебском, Смоленском и Лубиным, а во время Бородинской битвы совершил воинский подвиг.
26 августа (7 сентября по новому стилю) 1812 года генерал-майор Тучков возглавил контратаку против французских войск, наступавших на Семёновские флеши. В пылу сражения он схватил знамя Ревельского полка и повёл за собой солдат в бой. Враг был отброшен от флешей к лесу, но этот героический порыв стоил Александру Алексеевичу жизни – он был смертельно ранен картечью в грудь. Солдаты пытались вынести его с поля боя, но разорвавшееся рядом вражеское ядро навсегда похоронило останки Александра Тучкова.
Ядра сыпались на село Семёновское, деревья падали, и избы разрушались, как декорации театральные; воздух выл непрерывно, и земля дрожала».( Из записок А. А. Щербинина)
Имя бесстрашного генерал-майора Александра Алексеевича Тучкова навеки вписано в историю России. Его короткая, но яркая жизнь стала примером беззаветного служения Отечеству, а героическая смерть на Бородинском поле – символом мужества и самопожертвования русского воина.
На целое столетие разминулись Марина Цветаева и Александр Тучков.
Но была другая женщина, с которой молодой генерал совпал во времени, и с которой ему суждено было встретиться. С ней его и связали небеса, подарив любовь, которая стала легендарной. Судьба подарила им всего лишь несколько лет счастья, но память о погибшем любимом Маргарита хранила всю оставшуюся жизнь, совершив настоящий подвиг во имя любви и веры.
Маргарита Михайловна Тучкова,
в девичестве Нарышкина, родилась в 1781 году в знатной семье: Михаил Петрович Нарышкин, отец Маргариты, был потомком древнего боярского рода, представители которого занимали высокое положение при дворе и даже состояли в отдалённом родстве с царствующей семьей Романовых (к роду Нарышкиных принадлежала царица Наталья Кирилловна, мать Петра I), Мать - Варвара Алексеевна Нарышкина, урожденная княжна Волконская, могла похвалиться не менее знатным происхождением.
В семье было 8 детей. Маргарита, живая и любознательная, с ранних лет радовала родителей талантами: любила музыку, прекрасно пела, рисовала, говорила на нескольких языках, много читала. Она не отличалась особой красотой, но умная, стройная, зеленоглазая и обаятельная она умела привлечь общее внимание.
В шестнадцать лет её выдали замуж за генерал-майора Павла Михайловича Ласунского. Руководствовались родители лучшими побуждениями, партия казалась блестящей, таким женихам не отказывают. Судьбу любимой дочери можно было считать устроенной. Но счастья юной невесте эта свадьба совсем не принесла.
Вскоре выяснилось, что партия была выгодна лишь одной стороне. Ласунский пил, играл, гулял, имел нескольких любовниц и не скрывал этого.
На одном из светских приёмов Александр Тучков и Маргарита Ласунская встречаются взглядами, взаимные чувства возникают сразу же, но она замужняя дама, и не мыслит нарушить обет данный перед алтарём.
Для Нарышкиных поведение зятя стало настоящим ударом, и Михаил Петрович, пользуясь своим положением, добился в Синоде для дочери разрешения на развод, после чего она вернулась домой с девичьей фамилией.
Узнав о разводе Александр просит у родителей Маргариты её руки, но получив отказ уезжает за границу. Он пишет ей письма, и в каждом – стихи и посвящения любимой Маргарите.
Родители, после развода девушки с первым мужем, долго не давали согласия на брак, и лишь через 4 года после знакомства Маргарита Нарышкина и генерал Александр Тучков-4 обвенчались. Ей было 25 лет, ему – 29. Церемония состоялась весной 1806 года в Москве, в храме на Пречистенке. Прямо перед свадьбой произошёл мистический случай - к невесте подбежал юродивый с клюкой и криком: «Мать Мария, возьми свой посох!»
Все попытки отказаться от клюки были тщетны. Только спустя годы она поймет, что слова старца были пророческими.
Взяв у него палку Маргарита приняла свою судьбу.
Но это будет потом.
А пока они дорожили каждым мгновением своего счастья, и трепетно верили, что посланы друг другу небом.
В те годы Российская империя воевала почти беспрерывно.
Генеральским жёнам разрешалось сопровождать супругов в военных походах, но правом этим мало кто пользовался. Но Маргарита Михайловна следовала за мужем повсюду.
В прошении к царю она писала:
Умоляю дозволить мне сопровождать мужа моего генерал-майора Тучкова Александра Алексеевича в шведском походе. Любовь к Тучкову составляет мой личный мир и выражается жаждой вместе служить Престолу и Отечеству.
На что государь ответил:
Командующему 4 корпуса генерал-лейтенанту князю Багратиону
Князь Петр Иванович!
Маргарита Тучкова взяла с меня полную и обильную дань удивления и восторга. Какая страсть, какая воля! Она предпочла покинуть сферу созерцательности, тепла и покоя. Пусть Тучковы будут вместе. Они ставят себя и чувства свои на публичное испытание самым страшным — войной. Любовь есть сила, Богом даруемая. Мне ли стоять плотиной против мужества духовного дерзновения!
Во время сражений она трудилась в лазарете: ухаживала за ранеными, делала перевязки, утешала умирающих.
В апреле 1811 года у супругов родился сын Николай, и Маргарита Михайловна, с грудным ребёнком на руках, не смогла сопровождать мужа в новой войне.
К Смоленску подступили войска Наполеона.
Однажды Маргарите приснился зловещий сон, который оказался вещим.
«Ей привиделось, будто она одна блуждает по улицам незнакомого ей небольшого городка, и, куда не обратит взоры, повсюду изображается пред ее глазами, на окнах, на дверях домов, и даже в воздухе, следующая французская надпись: «ton sort finira a Borodino (участь твоя решится в Бородине). От ужаса она проснулась, и, чтобы не забыть название места, угрожающего ей чем-то страшным в жизни, взялась рукой за подбородок и повторила мысленно и устами несколько раз «Бородино». АА (Александр), - пишет Е. Н. Шахова, - желая успокоить жену, попытался найти этот населенный пункт на карте близ западной границы России (Ревельский полк в это время располагался в местечке Долгиново Минской губернии), но безуспешно.
Четыре брата - Николай, Павел, Сергей и Александр - Тучковы участвовали в войне 1812 года, и двое из них погибли: старший – Николай Алексеевич, или как его в войсках называли Тучков-первый, умер от ран, и младший – Александр Алексеевич – Тучков-четвёртый. Павел Алексеевич – Тучков-третий - получил под Смоленском штыковое и сабельное ранение, попал в плен, где находился в течение двух лет. Его допрашивал сам император Наполеон, намереваясь через Павла установить связь с Николаем Тучковым, для проведения переговоров с Александром I.
Найти своего мёртвого мужа на поле брани Маргарита Михайловна так и не смогла.
В 1817 году император Александр I дал согласие на строительство обители
и пожертвовал 10 тысяч рублей, на которые вдова выкупила три десятины земли на средних Багратионовых флешах. И в 1818 году, по благословению архиепископа Августина, началось строительство первого храма.
Летом 1825 года Тучкова схоронила отца. А через полгода случилось восстание декабристов, и брата Михаила, примкнувшего к бунтовщикам, сослали в Сибирь.
Их единственный сын Николай умер от скарлатины в 1826 году на руках у матери. Похоронив его в склепе храма Спаса Нерукотворного, построенного на месте гибели мужа, почерневшая от горя Маргарита окончательно поселилась в небольшом доме напротив храма, чтобы быть рядом с теми, кто дорог её сердцу.
При бородинском храме Тучкова создала богадельню для инвалидов войны 1812 года, собрала девочек-сирот из окрестных деревень и взялась учить их чтению, письму, рукоделию и пению в церковном хоре. К ней потянулись сирые, убогие, обиженные, которые всегда могли найти утешение и работу. Около бородинского храма появлялось всё больше построек. В 1833 году здесь жило уже 70 человек.
В 1838 году Маргарита Михайловна приняла малый постриг под именем инокини Мелании. Спасо-Бородинская община по Высочайшему Повелению стала Спасо-Бородинским общежитийным монастырём 2-го класса в 1839 году.
28 июня 1840 года произошло пострижение инокини Мелании в мантию с принятием имени Марии, а на следующий день она стала игуменьей Спасо-Бородинского монастыря.
Имя Марии было выбрано в память о происшествии в день свадьбы.
Скончалась игуменья Мария в 1852 году. Её похоронили в Спасском храме, на месте гибели мужа, рядом с сыном.
Рецепт теста для хлеба, который мы сегодня называем «Бородинским», придумала матушка Мария. В него, как говорили, помимо земных даров - ржаной муки, солода, патоки и кориандра, добавляли сокровенный ингредиент - слёзы скорби и памяти. До конца XIX века этот хлеб так и называли — «поминальный». Сёстры Спасо-Бородинского монастыря уверяли, что их хлеб, выпекаемый в память героев Отечественной войны 1812 года, замешан на светлой любви, чёрном горе и нерушимой верности.