Найти тему
Fishki.Net

Воздушный бунт 1864 года – один из самых парадоксальных мятежей в истории

Во второй половине XVIII века и в течение большей части XIX века в мире наблюдался заметный всплеск увлечения воздухоплаванием. Этот интерес был вызван первыми полётами братьев Монгольфье в 1783 году, за которыми последовали путешествия на шаре, организованные Жаком Александром Сезаром Шарлем.

Эта тенденция быстро завоевала популярность как во Франции, так и в Англии, привлекая толпы от сотен до тысяч жаждущих зрителей, которые с нетерпением собирались на запуски воздушных шаров. В некоторых случаях энтузиазм достигал таких масштабов, что возникали угрозы беспорядков, если запуск задерживался. Один из таких печальных инцидентов произошёл во время демонстрации британского аэронавта Генри Трейси Коксвелла.

Братья Монгольфье (1740–1810) и Жак-Этьенн (1745–1799) — изобретатели воздушного шара. Источник: yandex.net
Братья Монгольфье (1740–1810) и Жак-Этьенн (1745–1799) — изобретатели воздушного шара. Источник: yandex.net

Генри Трейси Коксвелл был пионером английского воздухоплавания, чей исторический полёт в 1862 году вместе с метеорологом Джеймсом Глейшером сделал его знаменитостью. Коксвелл и Глейшер поднялись в стратосферу на воздушном шаре, достигнув высоты 10,6 километра.

Жак Александр Сезар Шарль - французский изобретатель и учёный. Известен как изобретатель воздушного шара, наполняемого водородом или другим газом легче воздуха. Источник: yandex.net
Жак Александр Сезар Шарль - французский изобретатель и учёный. Известен как изобретатель воздушного шара, наполняемого водородом или другим газом легче воздуха. Источник: yandex.net

В разреженной атмосфере с недостатком кислорода Глейшер потерял сознание, а Коксвелл – чувствительность рук. Когда руки стали бесполезны, Коксвеллу пришлось использовать зубы, чтобы управлять клапанами, которые выпускали газ, позволяя воздушному шару опуститься на более безопасную высоту.

Генри Трейси Коксвелл. Источник: ranker.com
Генри Трейси Коксвелл. Источник: ranker.com

Два года спустя Коксвелл построил новый воздушный шар, который назвал Britannia, и провел предварительные испытания в Кристал-Палас и Дерби, после чего решил провести демонстрацию 11 июля 1864 года на ипподроме в Виктория-Парк, Лестер, во время праздника, организованного обществом лесников.

В день полёта на ипподроме собралось около 50 000 человек. Во время подготовки к подъёму распространился слух, что демонстрируемый воздушный шар – не самый новый и большой шар Коксвелла, а более старая модель. Настроение толпы испортилось, часть её прорвалась через барьер и потребовала, чтобы Коксвелл немедленно взлетел.

   Джеймс ГлейшерИсточник: wikimedia.org
Джеймс ГлейшерИсточник: wikimedia.org

Коксвелл объявил, что возьмёт с собой в полёт около дюжины пассажиров, и продавал билеты желающим отправиться в воздушное путешествие. Все эти пассажиры протиснулись в корзину воздушного шара. Это ещё больше разозлило толпу. Пытаясь усмирить волнения, полицейские были вынуждены использовать дубинки, и одна из женщин в толпе была ранена. Когда она упала на землю, истекая кровью, это вызвало ещё больший гнев.

Джеймс Глейшер (слева) и Генри Трейси Коксвелл совершают полёт на воздушном шаре в 1864 году. Источник: wikimedia.org
Джеймс Глейшер (слева) и Генри Трейси Коксвелл совершают полёт на воздушном шаре в 1864 году. Источник: wikimedia.org

Во время беспорядков один из агитаторов бросил бутылку в воздушный шар, повредив оболочку, а другие с силой разорвали ограждающую сетку. В ответ Коксвелл сделал предупреждение, что если порядок не будет восстановлен, и толпа не отступит, он выпустит газ из шара. Однако его предупреждение было встречено лишь новыми оскорблениями, что побудило Коксвелла исполнить свою угрозу. Когда шар сдулся, толпа бросилась вперёд и разорвала его на куски. Затем они подожгли корзину, превратив её в пепел. На самого Коксвелла напали и сорвали с него одежду. Он бежал и, спасаясь от разъярённой толпы, спрятался в доме одного из горожан.

Коксвелл возложил вину за беспорядки на полицию города Лестера, которая, по его словам, не предоставила достаточного количества полицейских. Издание «Лондонский обзор политики, общества, литературы, искусства и науки» описывало толпу как «орду дикарей, таких же свирепых и неприрученных, как жители островов Южного моря, и мало отличающихся от них, за исключением места их обитания, которое находилось в Лестере».

   Изображение бунта из иллюстрированной газеты "Пенни"Источник: x-files.site
Изображение бунта из иллюстрированной газеты "Пенни"Источник: x-files.site
«Унизительно думать, — продолжал автор, — что после всех цивилизующих воздействий, которые были оказаны на них, в крови наших рабочих классов всё ещё остается столько от дикарей».

Жители Лестера возложили вину за беспорядки на приезжих. Сатирический журнал Punch назвал жителей Лестера «воздухоплавателями», и это саркастичное определение существовало довольно долго, пока история не потускнела, и ей на смену не пришли новые.

Подписывайтесь на наш канал и ставьте 👍, чтобы не пропустить другие интересные посты.