Президент России Владимир Путин посетил Монголию с официальным визитом, несмотря на то, что эта страна признаёт Международный уголовный суд (МУС), который в марте 2023 года выписал ордер на его арест. Но власти Улан-Батора, видимо, решили, что такие мелочи не стоят внимания, и встретили Путина с почестями, как дорогого гостя.
Самолёт Путина приземлился в аэропорту «Чингисхан» под Улан-Батором. Для президента постелили красную дорожку, вдоль которой стоял почётный караул.
Некоторые наблюдатели увидели в этом особое внимание к российскому президенту, но такая встреча — стандартный протокол для визитов высокопоставленных гостей, как король Бутана или Папа Римский.
Пресс-секретарь Дмитрий Песков заранее заверил, что Москва вообще не волнуется. «У нас отличные отношения с Монголией, и нас это полностью устраивает», — сказал он, как бы намекая, что ордер МУС можно засунуть куда подальше.
Почему Монголия закрыла глаза на ордер МУС
Политолог Вадим Сипров, руководящий «Институтом коммуникационного менеджмента», считает, что монгольские власти проявили здравый смысл. По его мнению, Монголия постепенно отходит от флирта с Западом и ориентируется на евразийский блок, который формируют Россия и Китай. Вопрос лишь в том, к какому из этих двух гигантов она в итоге будет ближе.
Сипров напомнил, что после распада СССР США активно пытались влезть в Монголию, поддерживая местных проамериканских деятелей. Но, по его словам, география взяла своё: Монголия, окружённая Россией и Китаем, просто не смогла прыгнуть в западный лагерь. С ростом глобальной напряжённости балансировать между Россией, Китаем и США стало ещё труднее, так что ордер МУС для Монголии просто неактуален.
Сипров добавил, что исторически и психологически Россия монголам ближе, да и Москва предсказуема, в отличие от некоторых других. В то же время он отметил, что экономическое влияние Китая на Монголию огромно.
По мнению Сипрова, одна из целей визита Путина в Улан-Батор — сделать Монголии предложение, от которого будет сложно отказаться. Уже известно, что обсуждаются энергетические проекты (продажа российской электроэнергии), транспортные инициативы (развитие Улан-Баторской железной дороги) и логистика (строительство газопровода «Сила Сибири-2»). И, конечно, в переговорах наверняка поднимутся и политические вопросы. СССР был надёжным партнёром Монголии, помогал ей в создании государственности, и, возможно, это проверенное временем сотрудничество возродится, усилив российское влияние в регионе.
На Западе забеспокоились
Обсуждать всерьез ордер, выданный на арест российского президента даже, честное слово, неловко. Потому что ордер этот, как видим, не имеет ни малейшей фактической силы. В современной действительности лишь две вещи определяют сферы влияния того или иного руководителя государства. Это экономические рычаги и военная сила. Собственно, все!
Но все равно любопытно наблюдать реакцию Запада. В Евросоюзе визитом Владимира Путина в Монголию обеспокоились. Чиновники ЕС напомнили Монголии, что, ратифицировав Римский статут, страна взяла на себя обязательства, и ордер на арест Путина никуда не делся.
Куда ж без воплей из Украины — там пригрозили Монголии «последствиями».
Некоторые политологи считают, что это может обернуться информационным и политическим давлением или даже экономическими санкциями со стороны Запада. Хотя, всё может закончиться простыми угрозами в медиа.
Представитель монгольского правительства в разговоре с Politico заявил, что арест Путина по ордеру МУС невозможен, потому что Монголия энергетически зависит от своих соседей. «Мы импортируем 95% нефтепродуктов и больше 20% электроэнергии от ближайших стран. Эти поставки — вопрос нашего существования», — пояснил он. И добавил: «Монголия всегда придерживается нейтралитета в дипломатических отношениях, и наши официальные заявления это подтверждают».
Почему визит президента в Монголию так нужен России
Монголия — большая страна с богатыми полезными ископаемыми и слабым заселением. «Монголы родственны нашим бурятам и калмыкам. Элбэгдорж и ему подобные могут внушать им всякую гадость, но сейчас Монголия в целом к нам нейтральна, и многие там знают русский. Так что визит Путина туда — это правильный шаг», — считает доцент РГГУ Вадим Трухачёв.
В условиях опасного мира России нужно пересмотреть свою внешнюю и оборонную политику, считает политолог Сергей Караганов. По его мнению, основой должна стать концепция «крепость Россия»: максимальная самостоятельность, суверенитет и защита, с упором на внутреннее развитие.
Он уверен, что России следует минимизировать участие в конфликтах, которые неизбежно вспыхнут в эпоху глобальных потрясений, и сосредоточиться на сотрудничестве с дружественными странами.
Караганов также предлагает развивать новую «сибирскую стратегию», которая не только двинет Россию вперёд, но и вернёт к романтике освоения Сибири. Эта стратегия, по его мнению, должна включать Центральную Азию и оживить Северный шёлковый путь — ведь новый мир требует, чтобы Россия вспомнила о своих азиатских корнях.
Монголия — один из надёжных и стабильных союзников России в Евразии, уверены многие политологи и философы.
Расположенная в центре Евразии, эта страна не только обладает уникальными природными ресурсами, но и играет важную роль в поддержании экологического баланса региона.
Российско-китайско-монгольские отношения, по их мнению, активно развиваются, особенно в контексте строительства газопроводов из России в Китай через Монголию и создания общей дорожной инфраструктуры.
Политолог Александр Железняков добавляет, что Монголия, как центр своей цивилизации, — это место, где тесно переплетаются русская, монгольская и китайская культуры.
Москва и Улан-Батор могли бы активнее сотрудничать с Китаем в рамках экономического коридора Россия—Монголия—Китай, который стартовал ещё в 2016 году, считает политолог Александр Железняков.
Этот коридор объединяет монгольский "Степной путь", российский Евразийский экономический союз и китайский "Пояс и путь". Синергия этих усилий, по его мнению, может превратить Центральную Евразию в зону безопасности и процветания.
Историк Жанна Петрунина добавляет, что транспортный коридор Китай—Монголия—Россия, связанный с развитием Байкало-Амурской магистрали, имеет очевидные перспективы для РФ. Монголия, богатая углём и полезными ископаемыми, нуждается в новых путях для вывоза сырья на рынки Азии.
Петрунина отмечает, что строительство Удоканского горно-металлургического комбината в Забайкалье, начавшееся в 2019 году, создаёт транспортные связи, которые крайне интересны Китаю, крупнейшему импортёру меди. Поэтому модернизация БАМа для Пекина важна.
Однако, как указывает Петрунина, реализация этих планов тормозится из-за необходимости модернизации российских и монгольских железных дорог. Например, Трансмонгольская железная дорога, соединяющая Улан-Удэ с Улан-Батором, всё ещё одноколейная и неэлектрифицированная, что сильно снижает её пропускную способность.
Россия владеет половиной акций Улан-Баторской железной дороги и могла бы инвестировать в её модернизацию. Но "РЖД" не спешит, опасаясь, что Монголия может выбрать китайский проект скоростной магистрали, и тогда все усилия России могут быть напрасны.
Делитесь своими мыслями в комментариях, жмите лайк, если понравилось, и обязательно подписывайтесь на наш канал!