1889 год начался для Ван Гога далеко не лучшим образом. В конце декабря 1888-го он впервые столкнулся с серьёзным приступом психического расстройства. Хотя вскоре ему удалось восстановить ясность сознания, но повторяющиеся припадки вынудили его добровольно обратиться за лечением в психиатрическую клинику Святого Павла. Условия пребывания в лечебнице резко отличались от прежней жизни в Арле, где художник мог свободно передвигаться и искать вдохновение в окружающей природе. В лечебнице ему редко разрешали работать за пределами учреждения, и даже когда позволяли, это происходило только под присмотром.
Хотя художнику выделили небольшую комнату для работы, возможности писать с натуры практически не было. В результате он обратился к своему брату Тео с просьбой прислать репродукции произведений других мастеров, чтобы использовать их в качестве основы. Среди них оказалась гравюра "Острог" Гюстава Доре, известного иллюстратора таких произведений, как "Дон Кихот" и "Божественная комедия".
Ван Гог не просто воспроизвёл изображение Доре. Он добавил к картине своё собственное эмоциональное восприятие. В отличие от точного и детализированного стиля Доре, Ван Гог изобразил стены тюрьмы размытыми и нечеткими. Его мазки, несмотря на присутствие контрастных цветов, делают стены мрачными и холодными, лишенными жизни. Узники, передвигающиеся по кругу, сливаются в единую темную массу, а напряженные линии и монотонный ритм мазков создают атмосферу неизбежного, безрадостного существования. Доминирующая сине-зеленая цветовая палитра усиливает ощущение безнадежности, создавая образ почти «адского» пейзажа земной жизни.
Примечательно, что на картине нет изображения неба, что лишь усиливает ощущение безысходности, как будто жизнь этих людей навсегда ограничена стенами тюрьмы. В правой части полотна несколько заключённых смотрят прямо на зрителя с выражением явного раздражения, словно завидуя его свободе. Одного из узников можно легко идентифицировать как автопортрет самого Ван Гога, что многие исследователи считают символом его собственного восприятия себя как заключённого не только в физическом мире, но и в мире своего внутреннего психического состояния.
Символическим элементом картины являются бабочки, изображённые в углу полотна. Они могут восприниматься как тонкий намёк на надежду или возможность освобождения. Несмотря на всё мрачное настроение картины, Ван Гог оставляет место для мысли о том, что не всё потеряно.
Особое внимание стоит уделить тому, как болезнь повлияла на восприятие мира Ван Гогом. Художник утверждал, что его творчество отражает реализм, но это был его особенный реализм, насыщенный глубокой эмоциональной окраской. Ван Гог через искусство стремился не просто запечатлеть окружающий мир, но найти в нём гармонию, которой ему так не хватало в жизни. Ван Гог ощущал страх перед этой чрезмерной насыщенностью восприятия и использовал живопись как средство "бегства" от этого внутреннего хаоса. Неудивительно, что его стиль письма отражает такие особенности мироощущения.
Например, в письмах к своему брату Тео, он описывал зелёный цвет как нечто "разрывающее душу". Для него цвета имели уникальное значение и были выражением его сильных эмоциональных переживаний. Ван Гог через свои картины пытался осмыслить свои внутренние тревоги и передать их зрителю, чтобы донести те чувства, с которыми ему приходилось жить каждый день.
Если вам понравилась статья, вы можете поддержать наш проект лайками и подпиской ❤
Еще больше материалов про искусство в нашем Телеграм-канале 💫