Читатели заинтересовались происхождением тринадцатой и четырнадцатой зарплаты. Внимательно прочитал все комментарии. В полемику с читателями вступать не стал. Решил ответить здесь в тексте.
13 и 14 зарплаты не являются заработной платой. Так было принято называть меры поощрения работников предприятий в СССР.
Заработная плата, это то, что работник заработал своим трудом в течение месяца. Оплата бывает сдельной и повременной.
К примеру.
Технологический транспорт который работал на обслуживании фабрики №8. БелАЗы работали по повременной сетке оплаты. Здесь главную роль играли часы проведенные самосвалом на плече рудный склад, бункер фабрики №8. Сколько рейсов сделала машина, было не важно. Здесь всё зависело от потребности перерабатывающего предприятия в сырье. Часто возникали простои фабрики, к которым водители БелАЗ ни какого отношения не имели.
В карьере другой расклад, здесь работа сдельная, сколько вывез из ямы, за столько тебе и оплатили. Если вывез сверх нормы или по норме, полагается премия. Заработной платы, работника лишить руководство не имело права. Что заработал то и получил. Здесь нарушения трудовой дисциплины не играли ни какой роли. Руководство предприятий могло наказать работника только лишением дополнительных выплат. В виде премий и 13, 14 зарплат.
Этот вид поощрения работников предприятия везде назывался по-разному. Например, в колхозе, в котором автору выпала честь поработать после Севера, 13 зарплату называли дополнительной оплатой. Что сокращённо звучало:
– "Доп оплата"! В совхозе в котором автор работал до армии дополнительную оплату называли 13 зарплатой, так было принято.
В 55 автобазе в Красноярске–26, где автор успел поработать после службы в рядах СА. Тринадцатую зарплату называли "Годовая премия"! Которую начисляли работникам автобазы после подведения итогов календарного года.
Суть от названия не менялась. В конце года подводился итог, если предприятие сработало и получило дополнительный доход, из этого дохода выплачивалась премия, которую называли тринадцатой зарплатой. В автобазе технологического транспорта существовала и четырнадцатая зарплата. Только в том случае если автоколонна перевыполнила план. 14 зарплата была в половину меньше чем 13. Именно на эти доплаты и премии, наказывали нарушителей трудовой дисциплины. Ещё в автобазе была отдельная месячная доплата водителям БелАЗ, но только тем водителям, которые выгружали в бункер фабрики руду в смену, когда был обнаружен крупный ювелирный алмаз.
Доплата называлась "Особо важная". В средний заработок эта доплата не входила. Получил и забыл. В ведомости доплата шла отдельной графой.
Теперь посмотрим как этих дополнительных премий пытается добиться предприятие. На снимке хорошо видно, как на машину устанавливают кузов с наращенными бортами. Слесаря и сварщики постарались на славу. Всё сделали аккуратно, даже закрасили под заводской цвет. Теперь этот самосвал будет работать с двойной нагрузкой, которая явно не рассчитана заводом изготовителем. Водитель этой машины будет управлять самосвалом одной рукой, а второй будет вытирать слёзы счастья. Бухгалтерия будет радостно подсчитывать дополнительные кубы вырванные из карьера. Ожидая годового вознаграждения. Рама машины выйдет из строя, сварщик залатает, дизель не выдержав нагрузок остановиться, мотористы наладят. Сгорит ГМП, новую поставят. Здесь принцип один, бери больше, вези дальше. Ремонтный бокс, хороший, светлый, слесаря в теме. Что ещё нужно для хорошей производительности. Одним днём живём, а там хоть трава не расти.
Верхний снимок.
Как считает автор, здесь водителя наказывать не за что! Наказывать нужно того, кто послал БелАЗ на этот маршрут. Это только в том случае, если не произошёл самопроизвольный подъём кузова. Что на современных машинах исключено. Это вам не механический привод подъёма кузова.