Найти тему
Юридический офис

Как вернуть некачественный товар продавцу?

Оглавление
Как вернуть некачественный товар продавцу
Как вернуть некачественный товар продавцу

Если покупатель обнаруживает недостатки в товаре (включая случаи, когда они проявляются в процессе эксплуатации товара в течение гарантийного срока или срока годности), он имеет право, в частности, отказаться от выполнения договора купли-продажи и потребовать от продавца вернуть уплаченные средства. В этом случае покупатель обязан по требованию продавца и за его счет вернуть товар с недостатками.

Если товар использовался до его продажи покупателю, продавец обязан уведомить об этом покупателя, а также сообщить о любых недостатках, которые имеются в товаре. Если продавец не указал на недостатки товара, покупатель также вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченных средств.

В целом, для возврата некачественного товара рекомендую следовать следующему алгоритму.

1. Убедитесь, что не истек срок предъявления требования по недостаткам товара

Согласно общему правилу, вы имеете право потребовать отказ от договора и возврат уплаченной суммы за некачественный товар в течение гарантийного срока или срока годности товара. Если такой срок не установлен, вы можете сделать это в разумный срок, но не позже двух лет с момента получения товара. В случае отсутствия установленного срока, более длительные сроки могут быть прописаны законом или договором купли-продажи.

Важно отметить, что если гарантийный срок на товар не установлен либо он составляет менее двух лет, и недостатки товара были обнаружены по истечении этого срока, возврат будет возможен только в том случае, если вы докажете, что недостатки возникли до передачи товара вам или по причинам, существовавшим до этой передачи.

Если товар относится к технически сложным (таким как автомобили, мотоциклы, системные блоки, компьютеры, ноутбуки), вы можете требовать возврата уплаченных средств (независимо от степени недостатков) в течение 15 дней с момента получения товара. Этот срок начинается со дня, следующего за днем получения товара. После истечения этого срока вы можете предъявить аналогичные требования только в определенных случаях:

  • при обнаружении существенных недостатков товара;
  • в случае нарушения продавцом сроков устранения недостатков товара;
  • если из-за неоднократного устранения различных недостатков товар нельзя использовать более 30 дней (в совокупности) в течение любого года гарантийного срока.

2. Составьте претензию и представьте ее продавцу

Письменная претензия может быть составлена в свободной форме.

Кроме того, по запросу продавца и за его счет вы обязаны вернуть товар ненадлежащего качества. Если вы решаете вернуть товар самостоятельно, продавец обязан принять его от вас. Обратите внимание на то, что возврат товара должен быть оформлен соответствующим образом.

По общему правилу, вывоз некачественного крупногабаритного товара и товара весом более 5 кг, включая транспортировку к месту их проверки, должен осуществляться силами и за счет продавца.

Продавец обязан предоставить вам ответ на заявленные требования.

3. Примите участие в проверке качества товара

При необходимости продавец осуществляет проверку качества товара. Вы имеете право участвовать в этой проверке. Рекомендуется заранее согласовать с продавцом время и дату проведения проверки.

Проверка качества товара может включать в себя проведение экспертизы.

В случае спора о причинах недостатков товара продавец обязан за свой счет провести экспертизу. Вы можете присутствовать при ее проведении, и в случае несогласия с результатами имеете право оспорить выводы экспертов в судебном порядке.

Если продавец отказывается принять товар, переходите к шагу 5.

Обратите внимание! Если экспертиза выявит, что недостатки товара возникли не по вине продавца, вы должны возместить продавцу расходы на проведение экспертизы и расходы по хранению товара и его транспортировке.

4. Получите деньги за некачественный товар

Срок возврата денег, уплаченных за некачественный товар, составляет 10 дней с момента предъявления требования.

Если товар был оплачен банковской картой, деньги будут перечислены обратно на вашу карту. В случае, если товар был оплачен наличными, возврат средств может осуществляться как через кассу, так и путем перевода на банковскую карту.

Для оформления возврата товара и возврата денежных средств за него продавец имеет право попросить вас предъявить паспорт или другой документ, удостоверяющий вашу личность.

При возврате денежных средств продавец не имеет права удерживать сумму, на которую снизилась стоимость товара из-за его полного или частичного использования, утраты товарного вида или других аналогичных обстоятельств.

5. При отказе продавца разрешить вопрос в добровольном порядке обратитесь в Роспотребнадзор и (или) в суд

Вы имеете возможность направить обращение (жалобу) в Роспотребнадзор на нарушение ваших прав со стороны продавца. По результатам рассмотрения данного обращения может быть возбуждено дело об административном правонарушении в отношении продавца.

Стоит отметить, что вы можете сразу обратиться в суд, минуя предварительное обращение в Роспотребнадзор.

По общему правилу, исковое заявление о возврате уплаченных за некачественный товар денежных средств подается мировому судье, если сумма исковых требований не превышает 100 000 рублей. Если цена иска больше, следует обращаться в районный суд.

Кроме того, вы можете дополнительно требовать от продавца возмещения убытков, понесенных в связи с покупкой некачественного товара, включая разницу между ценой товара, согласованной в договоре розничной купли-продажи, и ценой аналогичного товара на момент вынесения решения судом. Если аналогичного товара нет, разница в цене должна определяться с учетом стоимости товара, который максимально близок по техническим характеристикам и параметрам к ранее приобретенному.

За просрочку возврата денежных средств вы можете потребовать с продавца уплату неустойки (пени) в размере 1% от цены товара за каждый день задержки.

Также вы имеете право требовать от продавца компенсации морального вреда.

Истцы, подающие иски о защите прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины, если сумма иска не превышает 1 млн рублей. Если же цена иска превышает 1 млн рублей, государственная пошлина рассчитывается на основе суммы иска, уменьшаемой на размер государственной пошлины, которая подлежит уплате при цене иска в 1 млн рублей.

В случае, если суд удовлетворяет ваши требования, которые продавец не выполнил добровольно, он взыскивает с продавца в вашу пользу штраф в размере 50% от присужденной суммы.

При удовлетворении иска суд также может полностью или частично компенсировать вам судебные расходы, которые вы понесли, включая оплату услуг представителя (за исключением услуг представителя организации по защите прав потребителей), а также почтовые расходы, связанные с ведением дела.

Обратите внимание! Выплачиваемые гражданам суммы неустойки и штрафа в связи с нарушением прав потребителей облагаются НДФЛ. Компенсация морального вреда НДФЛ не облагается