На Восточном экономическом форуме во Владивостоке гендиректор группы «Аэрофлот» Сергей Александровский сообщил о том, что с прошлого года Минтранс РФ и группа «Аэрофлот» активно занимаются проектами нормативных актов, касающихся вопросов овербукинга и мокрого лизинга.
Александровский подчеркнул, что идея легализации овербукинга, особенно для компании «Победа», является весьма релевантной. Он также добавил, что закон об овербукинге даст возможность авиакомпаниям выйти из серой зоны. Важно отметить, что права пассажиров, столкнувшихся с ситуациями овербукинга, часто остаются незащищёнными.
Гендиректор заявил о необходимости создания механизма, который не нарушал бы права пассажиров. Он отметил, что увеличение доходности авиакомпаний позволит сделать авиаперевозки доступнее.
Овербукинг - это инструмент, который помогает авиакомпании учитывать историческую загрузку рейсов и процент пассажиров, не явившихся на борт. Этот подход будет применяться на рейсах с высокой частотностью. Необходимость в данном инструменте обусловлена стремлением к оптимизации процессов авиаперевозок, отметил глава компании.
В августе текущего года вступили в силу изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации, позволяющие переводить в аренду самолеты от одной авиакомпании другой в комплекте с пилотами и персоналом – этот метод аренды получил название "мокрый лизинг".
Александровский подчеркнул, что после принятия соответствующего закона, открывающего возможность использования этого инструмента, можно будет передавать воздушные суда внутри группы или привлекать дополнительные провозные ёмкости извне. Если в какой-то авиакомпании в низкий сезон нет необходимости в самолетах, группа может воспользоваться провозными ёмкостями по своей сети и наоборот, добавил он.
8 августа 2024 года президент Владимир Путин подписал федеральный закон №289-ФЗ о внесении корректировок в Воздушный кодекс. С начала сентября вступили в силу изменения, касающиеся «мокрого лизинга». Отныне согласно поправкам в Воздушный кодекс, «мокрый лизинг» допускается, но только для внутренних авиарейсов.
Закон устанавливает, что по договору аренды гражданского воздушного судна с экипажем, арендодатель предоставляет арендатору гражданское воздушное судно и услуги экипажа для осуществления внутренних воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты на определенный срок и за плату.
Новые возможности для российской авиационной отрасли открыты благодаря изменениям Воздушного кодекса. С учётом принятия положения о "мокром лизинге", вопрос ответственности при возникновении инцидентов стал ясен.
Теперь авиакомпании могут более гибко управлять флотом, арендуя самолёты в пиковый сезон и возвращая их в низкий. Ранее неопределённость в ответственности при поломках или задержках рейсов урегулирована, что обеспечивает правовую определённость для участников рынка.
Авмакомпания «Сибирь», авиакомпания S7 Airlines и «Аэрофлот» представили новую концепцию «мокрого лизинга». Эта модель деловой деятельности способствует снижению издержек на управление и оплату труда, сохраняя при этом право собственности на воздушное судно. Для компании-арендатора это отличная возможность для расширения своего авиапарка и увеличения числа перевозимых пассажиров, открывая новые направления.
Практика «мокрого лизинга» имеет широкое применение в международной авиации. Например, бельгийская Brussels Airlines в 2017 году заключила сделку о передаче трех самолетов Superjet 100 забугорной CityJet. Это помогло Brussels Airlines заменить старые региональные самолеты Avro RJ100 и расширить свою сеть маршрутов, включая аэропорт Лондона City.
Новые возможности для оптимизации бизнес-процессов в авиакомпаниях появятся благодаря поправкам в Воздушный кодекс, касающимся аренды самолетов. Это станет стимулом для развития авиационной отрасли. Гибкость и эффективность использования парка воздушных судов и производственных ресурсов увеличится за счет внедрения «мокрого лизинга».