Найти тему
Инклюзивная СРЕДА

Столетний путь от звука к букве и обратно

Дорогие Друзья, Инклюзивная СРЕДА поздравляет Вас с началом нового учебного года! Пусть он будет продуктивным, ярким, насыщенным новыми событиями, знаниями и открытиями.

Оставайтесь с нами, и Вы узнаете несколько удивительным фактов прямо сейчас.

Позвольте задать один несложный вопрос? Вы любите читать? Можете отвечать в комментариях, и мы обязательно это обсудим!

Многие читают не переставая, с тех самых пор, как научились. Некоторые – по настроению или по рекомендации. Кому-то бывает сложно сосредоточиться на тексте, мысли уносятся далеко, и приходится перечитывать один абзац несколько раз. Книга – это же так просто. Просто, пока не начинаешь задумываться о том, что есть люди, которые отдали бы многое за возможность почитать обычную, пахнущую типографией книгу. Это люди с нарушением зрения.

В специализированных школах слепых с детства учат письму по системе Брайля и чтению Брайлевских текстов. Но далеко не все книги выпускаются на Брайле или в аудиоформате. Как быть с узкоспециальной учебной литературой или книжными новинками? Решение для человека современного лежит на поверхности – сканирующая обычный плоскопечатный текст и воспроизводящая его вслух машина.

Не поверите, но прототип такой машины - «оптофон» - был изобретен еще в 1913 году!

Доктор Эдмунд Фурнье Д'Альба из Бирмингемского университета стремился создать прибор, который переводил бы печатный текст в звуки разной высоты. При определенной тренировке слепой пользователь мог интерпретировать эти звуки и составлять слова.

Изучая свойства селена, ученый пришел к выводу, что расположенные на странице печатные буквы имеют характерное визуальное соотношение белого и черного, и что это соотношение может фиксироваться светочувствительным элементом и конвертироваться в последовательность звуков. Оптофон «сканировал» текст при помощи селенового датчика и генерировал разные по длительности и высоте сочетания звуков, что стало одним из самых ранних известных применений сонификации.

В 1918 году шотландская компания Barr & Stroud усовершенствовала аппарат - добавила второй селеновый элемент, что позволило считывать собственно черный печатный текст, а не реагировать на белую область вокруг него. Сигналы от двух селеновых датчиков поступали в телефонную трубку. В приборе Barr & Stroud использовались ноты до, ре, ми, соль первой и соль малой октавы и их сочетания (аккорды).

Однако, серийное производство оптофонов не было налажено. Было выпущено лишь несколько устройств, и поначалу считывание было очень медленным. В ходе демонстрации на выставке в 1918 году оптофон читал со скоростью одно слово в минуту! Более поздние модели развивали скорость до 60 слов в минуту.

Кроме медленного чтения, к недостаткам аппарата можно отнести и то, что некоторые буквы с похожим начертанием воспроизводились с помощью трудно отличимых друг от друга звуковых паттернов. Между тем, цена аппарата в 1921 году составляла 105 фунтов стерлингов.

Хотя изобретение Фурнье Д'Альба не стало массовым и не имело коммерческого успеха, оно стояло у истоков автоматического сканирования текста и его распознавания – технологий, которые мы широко используем сегодня.

Рис.1: Оптофон vs читающая машинка 21 века
Рис.1: Оптофон vs читающая машинка 21 века

Современная читающая машина – это ассистивное оборудование, помогающее слепым или слабовидящим учащимся узнавать новое самостоятельно, без посторонней помощи. Данное устройство способно существенно повысить качество обучения инвалидов по зрению и значительно расширить их кругозор, ведь они смогут сами решать, что читать, когда и в каком объёме.

Существуют портативные и стационарные читающие машины. Для работы первых необходимо подключение к ПК и установка специализированного программного обеспечения. Вторые полностью автономны, выполнены в виде моноблоков и имеют собственную камеру высокого разрешения и монитор. Устройства снабжены большими тактильными кнопками управления для удобства пользователей.

Чтобы начать чтение, необходимо включить читающую машину и разместить под камерой печатный источник. При нажатии кнопки сканирования текст будет сфотографирован, и уже через несколько секунд начнется воспроизведение распознанного текста благодаря встроенному синтезатору речи. Некоторые модели читающих машин могут не только воспроизводить текст, но и сохранять его во внутренней памяти для дальнейшего использования, а также имеют функцию автоматического распознавания и выбора языка для удобства чтения многоязычных документов. Учащийся также может выбрать оптимальную для себя скорость и громкость чтения.

Рис.2. Правнучка оптофона  - современная читающая машинка
Рис.2. Правнучка оптофона - современная читающая машинка

Вариантов голосов для озвучивания текста - множество, можно установить естественно звучащий мужской, женский голос, низкий или высокий тембр. Некоторые устройства поддерживают не только выбор языка или акцента, но и территориального диалекта!

Читающая машинка - это наглядный пример того, как технология, которую предвосхитил Эдмунд Фурнье Д'Альба, сегодня активно помогает учащимся с нарушением зрения и успешно справляется с задачей Прочитать. Ту самую. Пахнущую типографией. Книгу.

Если Вам понравился экскурс в историю оборудования для инклюзивного образования – оставьте свой комментарий или подпишитесь на наш канал.