Разве не интересно наконец узнать правду?
Трактат Платона «Пир», появившийся на свет где-то в 385–380 годах до н. э., содержит упоминание о пище, похожей на пельмени. Это рубленое мясо в тесте. О подобном блюде также рассказывал писатель Древнего Рима Петроний в своем Сатириконе. Кроме того, в одной из комедий современника Платона комедиографа Аристофана описана подача жареных мешочков из теста с различными начинками.
Однако, несмотря на эти упоминания, большинство кулинарных историков сходятся на мнении, что пельмени пришли в Европу из Китая. Это связано с тем, что что-то подобное могло возникнуть преимущественно в местах с суровой зимой, где важна была возможность сохранять продукты долгое время. О восточном происхождении пельменей можно прочитать в этимологическом словаре А. Г. Преображенского. Он объясняет значение слова «пельмень» от «хлебного уха». То есть, само слово произошло от пель - «ухо» и от нянь - «хлеб».
По его мнению, рецепт пельмешек передали коми-пермяцким племенам угро-финны, переселявшиеся тогда с Алтая в сторону Запада. Это то и послужило началом распространения данного блюда по территории России.
Однако существует легенда, которая противоречит общепринятой версии происхождения пельменей. Например, что отряд Ермака на зимних стоянках питался именно пельменями. По другой версии во время пира у реки Иртыш атаман попросил миску «хлебных ушек», которые ему и подали. Эти факты наводят на предположение, что казаки питались пельменями еще до покорения Сибири. Ну, а если это так, тогда о пельменях на Руси знали задолго до миграции угро-финских племен.
На Дону, например, уверены, что кулинарный аналог пельменей — манты, были знакомы местному населению еще со времен скифов. Во всяком случае, в ранних казачьих документах упоминается, что заворачивать мясо в тесто научили люди из Великой Бухарии.
Интересно, что в русской литературе о пельменях начали упоминать лишь с 1820-30-х годов. Например, в русской кулинарной книге «Солдатская кухня» С. Друковцева (год издания 1786) о пельменях нет ни слова. Это наводит на мысль, что сибирская и уральская кухни долгое время не признавались в центре России, и настоящую славу пельмени обрели примерно к середине XIX столетия. Однако упоминания о блюде «манту» с бараниной внутри теста встречаются в «Росписи царским кушаньям» (1610-1613 гг.), а Карамзин ссылается на более ранние документы, описывая меню царя Федора Иоанновича.
Е. Авдеева в своем словаре употребляемых сибирских слов и выражений еще в 1837 году писала, что пельменями в России называют ушки. Она полагала, что о блюде этом знали на Руси еще со времен Крещения. Их ели все — и цари, и простой люд.
Таким образом, вопрос о происхождении пельменей остается столь же неразрешимым, как и то - кто впервые догадался разжечь костер. Идея мясных свертков столь распространена, что на авторство могут претендовать и китайцы, и русские, и греки, и даже немцы. Кстати, немцы утверждают, что пельмени – пища протестантских монахов в периоды долгих осад.
Когда-то в добрые времена лепка пельменей была семейным занятием, и даже неким ритуалом. Но появились промышленные станки, которые штампуют эти изделия со скоростью света, и многие производители отходят от традиций, добавляя в начинку соевые или другие наполнители. Это снижает стоимость продукта, но такие пельмени уже трудно назвать настоящими. Даже самые авторитетные производители выпускают что угодно, но никак уж не пельмени.