Найти в Дзене
Экран Души

«Рецепт любви» (2023) Чан Ань Хунга по роману Марселя Руффа «Страстный Эпикур» (1924). Коммуникация вкусов.

"Счастье не в том, чтобы иметь всё, что хочешь, а в том, чтобы хотеть всё, что имеешь." — Далай Лама Михаил Задорнов говорил, что природа помогает жить, любовь – выжить, а юмор – пережить. «Страсть Додена Буффана» (оригинальное название фильма на французском) – это история о том, как дары природы обогащают жизнь людей, профессионально и культурно близких к сельскохозяйственной традиции Франции и создающих продукты питания и в прямом агрономическом, и в высоком кулинарном смыслах. Это лучший из возможных примеров творческого труда, востребованного людьми на большом историческом промежутке времени, наполняя её незабываемым ВКУСОМ ЖИЗНИ. Это о-очень необычный фильм о гастрономии как искусстве и образе жизни. Его лучше смотреть на сытый желудок. Зрителям подарили настоящий мастер-класс «haute cuisine» (высокой французской кухни). Но главной «переменой» всемирно известных классических блюд в исполнении французского повара-гурмана, а точнее «композитора гастрономических шедевров» Додена (Бен

"Счастье не в том, чтобы иметь всё, что хочешь, а в том, чтобы хотеть всё, что имеешь." — Далай Лама

Михаил Задорнов говорил, что природа помогает жить, любовь – выжить, а юмор – пережить. «Страсть Додена Буффана» (оригинальное название фильма на французском) – это история о том, как дары природы обогащают жизнь людей, профессионально и культурно близких к сельскохозяйственной традиции Франции и создающих продукты питания и в прямом агрономическом, и в высоком кулинарном смыслах. Это лучший из возможных примеров творческого труда, востребованного людьми на большом историческом промежутке времени, наполняя её незабываемым ВКУСОМ ЖИЗНИ.

Это о-очень необычный фильм о гастрономии как искусстве и образе жизни. Его лучше смотреть на сытый желудок. Зрителям подарили настоящий мастер-класс «haute cuisine» (высокой французской кухни). Но главной «переменой» всемирно известных классических блюд в исполнении французского повара-гурмана, а точнее «композитора гастрономических шедевров» Додена (Бенуа Мажимель), о ком и написан роман, является любовь к женщине – к кухарке Эжени (Жюльетт Бинош) и её ответная любовь. Это был роман в 20 лет, который «настаивался» как самый дорогой коньяк из коллекции самого королевского метрдотеля Франсуа Вателя (фильм «Ватель» 2000 года Ролана Жоффе по сценарию Тома Стоппарда с участием Жерара Депардье и Умы Турман).

Жюльетт Бинош играет удивительно тонкое поэтическое создание, которая словно сошла с картины Яна Вермеера «Девушка с жемчужной серёжкой». Она излучает золотые лучи Лета, как Персефона, приносящая урожай, радостные плоды божественного творения. При всей романтической наполненности отношений Додена и Эжени у них не было детей и обвенчаться-то они решили только в конце их счастливого «служебного романа», когда Эжени поняла, что осень её жизни – это уже конец «зимы». Трагедию её ухода Доден мог пережить только благодаря девочке-ученице, которую взяла в дом Эжени, открыв в ней волшебный гастрономический талант.

Действие происходит в 1884 году, когда звезде-основателю школы современной французской и европейской кухни Огюсту Эскофье было 38 лет. Ещё не было гостиницы и ресторана «Савой» в Лондоне, резиденции королевских особ, построенного оперным импресарио Ричардом Д'Ойли Картом, и получившим мировую известность не только роскошью апартаментов и инновациями, но и авторскими блюдами двух великих шеф-поваров 20 века Огюста Эскофье и Сезара Рица.

Но исторический вклад во французскую гастрономическую традицию происходил благодаря особому типу национального характера, который включал искусство приготовления выразительных вкусов (и в блюдах, и в вине) и застольный церемониал в СИСТЕМУ КОММУНИКАЦИИ близких по духу людей. Процесс составления обеденного меню в фильме – это творческое сочинительство прирождённых гурманов, искушенных не только в комбинации кислого, сладкого и горького, но и в сложных эмоциональных эффектах от ощущения КОНТАКТА с палитрой природных эфирных форм, выраженных в цвете, аромате, текстуре, вкусе и послевкусии, а также в симфонической комбинации разных блюд и вин, занимающих место в «партитуре», где у каждого «инструмента» своя партия, взаимопроникающая в исполнение оркестра.

Особую роль в кинокартине играет девочка Полин, которая буквально заболела страстью к профессии шеф-повара, когда случайно попала на кухню хозяина замка, когда он принимал особенно почётных гостей. С Эжени она погрузилась в океан ощущений, гораздо более выразительных, чем события жизни одного человека. Она чуть не расплакалась, когда попробовала горячее мороженое по-норвежски и настолько погрузилась в поток творчества мастеров, что буквально синхронизировалась с их способностью различать множество вкусов в самых необычных сочетаниях. Полин поняла, что её будущее – это творческий эксперимент, поиск и достижение совершенства. Начало её призвания без теоретических наставлений положили её родители, которые с большой любовью и изобретательностью выращивали свой урожай в их саде и огороде.

-2

Самый важный посыл фильма – это убедительная иллюстрация того, что смерть – это часть бытия и мы всегда можем ощутить себя благодарными детьми Природы и её Творца, сохранив в душе Бессмертие Целого, с которым нам удалось (или не очень) соприкоснуться в быстротечной судьбе.

Фильм (режиссёр Чан Ань Хунг) получил Золотую пальмовую ветвь на 76-м Каннском международном кинофестивале. После этого фильма 1 мая 2024 года Жюльетт Бинош предложили возглавить Европейскую Киноакадемию.

-3

К исключительно красивым фильмам про неотразимо привлекательную «гастрономию чувств» можно отнести: «История любви» (2002), «Повар для президента» (2012), «Вкус жизни» (2007), «Париж подождёт» (2016), «Шеф Адам Джонс» (2015), «Последний отпуск» (2006), «Джули и Джулия: Готовим счастье по рецепту» (2009). Многие интересные истории начинаются с дегустации…

Я не светел, я болен любовью,
Я сжимаю руками виски
И внимаю, как шепчутся с кровью
Шелестящие крылья Тоски.

Но тебе оскорбительны муки;
Ты одною улыбкой, без слов,
Отвести приказала мне руки
От моих воспаленных висков.

Те же кресла, и комната та же…
Что же было? Ведь я уж не тот:
В золотисто-лиловом мираже
Дивный сад предо мною встает.

Ах, такой раскрывался едва ли
И на ранней заре бытия,
И о нем никогда не мечтали
Даже Индии солнца — князья.

Бьет поток; на лужайках прибрежных
Бродят нимфы забытых времен;
В выем раковин, длинных и нежных,
Звонко трубит мальчишка-тритон.

Я простерт на песке без дыханья,
И меня не боятся цветы,
Но в душе — ослепительность знанья,
Что ко мне наклоняешься ты…

И с такою же точно улыбкой,
Как сейчас, улыбнулась ты мне.
…Странно! Сад этот знойный и зыбкий
Только в детстве я видел во сне.

Николай Гумилёв. Райский сад