Главная героиня повести Тамары Морозовой «Ещё одно лето» – Алёна, взрослеющая девочка из отдаленной сибирской глубинки. Тут читатель может воскликнуть: «Нет-нет! Только не это! Да сколько же можно строчить бесчисленные тексты про «босоногое деревенское детство»!» Читателя можно понять: «босоногое детство в деревне» в настоящее время справедливо считается штампом, причем не только в русской литературе.
К примеру, у английской писательницы Сью Таунсенд есть весьма популярный цикл романов – «Дневники Адриана Моула». Адриан Моул – это такой юмористический персонаж, неудачник и простофиля, но, в общем-то, с добрым сердцем. Адриан – писатель, но – увы! – ни проза его, ни поэзия, ни драматургия не нашли отклика в сердцах читателей, из-за чего Моул завидует всем, у кого хоть что-то получается в литературе. И кажется, как на зло, буквально все вокруг него что-то да пишут. В маленькой британской деревне, где он живёт, даже местная почтальонша решила написать книгу. Адриан Моул описывает в дневнике: «С тяжким предчувствием я наблюдал, как она достаёт из своей вместительной сумки папку с рукописью, отпечатанной на машинке, и суёт мне. Я прочёл название – «Первоцвет и щеночки» – и первые несколько предложений. «У меня было счастливое детство...» Вздохнув про себя, я закрыл папку. Я подозревал, что если доберусь до первоцветов и щеночков, меня стошнит».
Тем не менее, текст тексту рознь. Не сомневайтесь: «Ещё одно лето» Тамары Морозовой заслуживает читательского внимания, хоть и является «ещё одной повестью», если можно так выразиться, о «первоцветах и щеночках». Прежде всего, текст писательницы подкупает впечатляющей искренностью и оригинальностью взгляда. Наконец, в отличие от авторов большинства произведений о «первоцветах и щеночках», Тамара Морозова знает деревенскую действительность, к которой обращается. Героиня Алёнка взрослеет в сибирской деревушке примерно в 70-х годах прошлого века. Тамара Юрьевна родилась в деревне 2-я Степановна Татарского района Новосибирской области, школу закончила в райцентре Татарск, и её детство-юность тоже пришлись на 70-80-е годы.
Скорее всего, именно личный опыт позволяет писательнице создавать просто шикарные картины деревенского быта. К примеру, вот так она описывает комбайны, увиденные маленькой девочкой: «Большие красные машины, раскачиваясь как утки, важно двигались по дороге». Сравнить комбайны, возвращающиеся с поля, с утками может только тот, кто действительно не раз наблюдал «корабли полей» (а вот «корабли полей» – это как раз штамп из бесчисленных повестей о детстве в деревне, и я намеренно привожу эту метафору для сравнения клише с оригинальным образом). Обратите внимание на парадоксальность сопоставления – «комбайны – утки». Она очень характерна для детей, сохраняющих непосредственность живого воображения.
Наряду с такими, безусловно, удачными художественными находками в повести, к сожалению, присутствуют формальные «официозные» выражения. Скажем: «Девушка стыдилась приглашать к себе одноклассников, но наличие независимого мышления не позволило ей нажить комплекс по этому поводу». «Наличие независимого мышления», – это, прямо-таки, формулировка из какой-нибудь характеристики ученицы, написанной классным руководителем по требованию директора школы.
При этом Тамара Морозова мастерски подбирает совершенно уникальные эпизоды для биографии своей героини Алёны и вовсе не стремится к идеализации деревенского детства.
Читать
⠀
Автор статьи: Наталья Мелёхина – прозаик, критик, член Союза писателей России, председатель экспертного совета семинара молодых авторов на Беловских чтениях, литературный консультант АНО «Культурный центр им. С.В. Викулова».
⠀