Найти в Дзене
Егор Александрович

03 сентября 2024 года - 100 лет гражданской авиации в Таджикистане (немного истории и личных наблюдений)

С давних пор бытовало такое утверждение : "Первый самолет в Таджикистане появился на два года раньше автомобиля и на пять лет раньше поезда". И в самом деле - в 1924-м году гораздо проще было прилететь на самолёте в те края, поскольку нормальных автомобильных и железных дорог в республике пока ещё не было.

Именно 3 сентября 1924 года прилетел в Душанбе (или как именовали в то время таджикскую столицу - Дюшамбе) из Бухары пассажирский самолет Junkers F.13 под управлением летчиков Рашидбека Ахриева и Петра Комарова.

Первые самолёты в Душанбе - слева Junkers F.13
Первые самолёты в Душанбе - слева Junkers F.13

Изначально выполнялись отдельные полёты для поддержания почтового сообщения, но развитие отрасли позволило начать регулярные рейсы на данном типе самолёта сначала в Бухару и Ташкент, а затем и по Таджикской ССР.

В 1927-м году была открыта воздушная трасса Душанбе - Хорог, экипаж в составе лётчиков Баранова и Прохорова, а также бортмеханика Вельмера выполнил на самолёте Junkers F.13 полёт в центр Горного Бадахшана и обратно.

Появление в авиапарке самолётов АНТ-9 и Р-5, а также строительство новых аэродромов позволило начать регулярное воздушное сообщение в республике.

Самолёт П-5 (гражданская версия Р-5) готовится к вылету в а/п Сталинабад (так назывался тогда Душанбе)
Самолёт П-5 (гражданская версия Р-5) готовится к вылету в а/п Сталинабад (так назывался тогда Душанбе)
Прибытие самолёта АНТ-9 из Гарма в а/п Сталинабад
Прибытие самолёта АНТ-9 из Гарма в а/п Сталинабад
Самолёт АНТ-9 в а/п Сталинабад, 30-е годы
Самолёт АНТ-9 в а/п Сталинабад, 30-е годы

С 1932 года начато выполнение регулярных рейсов в Хорог, а с 1933 - в Мургаб, на самолётах Р-5 и П-5. Появление самолётов ПР-5 (пассажирской версии Р-5) в 1936-м году на воздушных линиях позволило увеличить пассажиропоток в данных направлениях.

Посадка пассажиров в самолёт ПР-5 Таджикского ТУ ГВФ
Посадка пассажиров в самолёт ПР-5 Таджикского ТУ ГВФ
Самолёт П-5 в а/п Хорог, 30-е годы
Самолёт П-5 в а/п Хорог, 30-е годы

После окончания Великой Откчественной войны в небе Таджикистана стали работать трофейные самолёты Junkers 52 и Siebel Si-204, но их эксплуатация продолжалась совсем недолго, поскольку отсутствовали в необходимых количествах запчасти и комплектующие.

Самолёт Siebel Si-204 в а/п Сталинабад, примерно 1948-й год
Самолёт Siebel Si-204 в а/п Сталинабад, примерно 1948-й год

Для работы на сложной воздушной линии Душанбе (тогда Сталинабад) - Хорог в Таджикское ТУ ГВФ были поставлены довольно необычные самолёты под названием ТС-82. Это были американские С-47, на которые устанавливались двигатели АШ-82ФН. До массового появления самолётов Ил-12, а позднее Ил-14 они постоянно летали в Хорог из Душанбе.

Самолёт ТС-82 в а/п Хорог, конец 40-х
Самолёт ТС-82 в а/п Хорог, конец 40-х

Дальнейшее развитие авиационной промышленности и ГВФ дало возможность наладить постоянное воздушное сообщение как внутри Таджикской ССР, так и за её пределами. Конечно, самолёты Ил-12, а затем Ил-14 ещё не позволяли выполнять дальних перелётов, но выигрыш во времени поездки был очевидным.

Самолёт Ил-12 в а/п Сталинабад, 1949-й год
Самолёт Ил-12 в а/п Сталинабад, 1949-й год
Самолёт Ил-14 в а/п Душанбе, 1967-й год
Самолёт Ил-14 в а/п Душанбе, 1967-й год

На местных воздушных линиях теперь началии активно применять такие самолёты как: Як-12, Ан-2, чехословацкие L-200 "Morava"

Самолёт Ан-2 в а/п Гарм, 1955-й год
Самолёт Ан-2 в а/п Гарм, 1955-й год
Самолёт L-200 "Morava"  в а/п Гарм, вторая половина 60-х
Самолёт L-200 "Morava" в а/п Гарм, вторая половина 60-х

60-е годы ознаменовались новыми событиями, был построен новый аэропорт в 1963-м году , хотя топоним "старый аэропорт" и сейчас присутствует (местные жители так и называют этот район города и теперь по прежнему). Кроме того, теперь в столице Таджикской ССР стали базироваться магистральные самолёты Ил-18, которые смогли обеспечить комфортные полёты в различные города СССР.

Аэровокзал Душанбе, конец 60-х
Аэровокзал Душанбе, конец 60-х
Самолёт Ил-18 в а/п Душанбе
Самолёт Ил-18 в а/п Душанбе

В конце 60-х на воздушных линиях Таджикской ССР стали работать первые ЯК-40, ставшие настоящими "воздушными автобусами" на местных воздушных линиях.

Самолёт Як-40 прибыл в а/п Хорог
Самолёт Як-40 прибыл в а/п Хорог
Один из первых Як-40 в Таджикского УГА на перроне а/п Душанбе (позади видны его "конкуренты" - самолёты Ил-14), примерно 1970-й год
Один из первых Як-40 в Таджикского УГА на перроне а/п Душанбе (позади видны его "конкуренты" - самолёты Ил-14), примерно 1970-й год

Также аэропорты Хорог и Мургаб, который был самым высокогорным в СССР (приведённая высота 3657 метров) стали своеобразным "полигоном" для испытания новых образцов авиационной техники

Самолёты Ан-24 в а/п Хорог, конц 60-х
Самолёты Ан-24 в а/п Хорог, конц 60-х

Отдельно следует посвятить несколько строк вертолётчикам из Таджикского УГА. Полёты в горных условиях всегда требовали максимального профессионализма, что много раз было доказано практически. Одним из таких полётов была эвакуация известного учёного-физика Р. Хохлова летом 1977 года, с ледника, приведённая высота которого составляла около 6000 метров. Экипаж вертолёта Ми-4 в составе командира И.Иванова и бортмеханика М.Шагарова блестяще справился с этой задачей.

Вертолёт Ми-4 выполняет взлёт в горах Памира
Вертолёт Ми-4 выполняет взлёт в горах Памира

70-е и 80-е годы по праву считаются "золотым веком" в истории ГА Таджикской ССР. Постоянно возрастал пассажиропоток, приходили в эксплуатацию новые типы самолётов и вертолётов.

Лётное поле а/п Душанбе, первая половина 70-х
Лётное поле а/п Душанбе, первая половина 70-х

Сменой заслуженных "ветеранов" Ил-18 стали новые Ту-154б-1(2), которые позволили достичь высочайшего уровня комфорта по тем временам. Хорошо помню, что стало намного прохладнее перед вылетом, особенно в июле, кроме того, время в пути намного уменьшилось.

Такая была реклама в то время
Такая была реклама в то время

На вертолётном участке надолго "прописались" Ми-8, а количество Ан-2, казалось просто не поддавалось измерению :-)

Вертолёт Ми-8 Таджикского УГА на вертолётной площадке ГМС имени Н.П Горбунова (ледник Федченко, Памир) первая половина 70-х
Вертолёт Ми-8 Таджикского УГА на вертолётной площадке ГМС имени Н.П Горбунова (ледник Федченко, Памир) первая половина 70-х
Аэропорт Джиргиталь, конец 70-х
Аэропорт Джиргиталь, конец 70-х
Вертолёт Ми-8 Таджикского УГА в городе Нуреке, 1976-й год
Вертолёт Ми-8 Таджикского УГА в городе Нуреке, 1976-й год

Ленинабадские авиаторы прекрасно освоили самолёты Ан-24 и Ту-134, помогая снять часть нагрузки с а/п Душанбе при перевозках по союзным воздушным линиям.

Аэропорт Ленинабад, начало 80-х
Аэропорт Ленинабад, начало 80-х

Аэропорты Куляб и Курган-Тюбе также получили новое оборудование и вносили свой немалый вклад в повышение перевозок пассажиров и грузов.

Як-40К в а/п Курган-Тюбе, первая половина 70-х
Як-40К в а/п Курган-Тюбе, первая половина 70-х

Самолёты Ан-2 по прежнему работали в небе по всей республике, особенно заметным было их присутствие в районе а/п Душанбе по утрам и вечерам.

Ан-2 в а/п Комсомолобад
Ан-2 в а/п Комсомолобад

Постепенно полёты на самолёте стали обычным делом, что нередко приводило к довольно ощутимому дефициту авиабилетов, особенно в направлении Сочи, Новосибиска. нередко приходилось приезжать в Душанбе на самом первом автобусе, чтобы успеть занять очередь, и то не факт, что получится купить билеты на нужную дату. Эти поездки в столичные авиакассы. которые на улице Чехова дом №5 до сих пор вспоминаются. хотя мне тогда нравилось из Нурека в столицу ездить, хотя судя по моему папе - для него эти поездки были совсем не в радость.

Центральные авиакассы в городе Душанбе, улица Чехова дом 5
Центральные авиакассы в городе Душанбе, улица Чехова дом 5
А/п Душанбе, подготовка к вылету самолёта Ту-154б-2
А/п Душанбе, подготовка к вылету самолёта Ту-154б-2
Перрон а/п Ленинабад, 80-е годы
Перрон а/п Ленинабад, 80-е годы
А/п Хорог, 80-е годы
А/п Хорог, 80-е годы
Фото Г.Ратушенко из серии "Два Яка", а/п Мургаб, начало 80-х
Фото Г.Ратушенко из серии "Два Яка", а/п Мургаб, начало 80-х
Здание а/п Душанбе, середина 80-х
Здание а/п Душанбе, середина 80-х

В 1987-м году авиаторы Таджикского УГА совместно с ОКБ имени О.К Антонова закончили производственные испытания самолёта Ан-28 (хорошо помню его полёты в у нас районе Нурека, летом 1986 года) и одними из первых в МГА СССР начали эксплуатацию данного типа. В конце 80-х по эффективности применения самолётов Як-40 и Ан-28 Таджикское УГА занимало первое место в СССР.

А/п Хорог, выполняется посадка пассажиров в самолёт Як-40, начало 80-х
А/п Хорог, выполняется посадка пассажиров в самолёт Як-40, начало 80-х
Один из первых самолётов Ан-28 Таджикского УГА в а/п Хорог, примерно 1988-й год
Один из первых самолётов Ан-28 Таджикского УГА в а/п Хорог, примерно 1988-й год
Як-40 Таджикского УГА заходит на посадку в а/п Хорог, середина 80-х
Як-40 Таджикского УГА заходит на посадку в а/п Хорог, середина 80-х
А/п Рушан, в Горно-Бадахшанской АО Таджикской ССР, август 1991 года
А/п Рушан, в Горно-Бадахшанской АО Таджикской ССР, август 1991 года
Перрон а/п Душанбе, середина 80-х
Перрон а/п Душанбе, середина 80-х
"Вертолёт, вертолёт - забери меня в полёт!", вертолётная площадка в городе Нуреке Таджикской ССР, осень 1990 года
"Вертолёт, вертолёт - забери меня в полёт!", вертолётная площадка в городе Нуреке Таджикской ССР, осень 1990 года
Здание а/п Душанбе
Здание а/п Душанбе

В конце 1990 года авиаторы Таджикского УГА одними из первых в МГА СССР начали осваивать ещё одну перспективную модель авиационной техники - вертолёт Ми-8МТВ, который мог с гораздо большей эффективностью применяться в горных условиях.

Один из первых Ми-8МТВ-1 Таджикского УГА, вертолётная площадка в городе Нуреке, Таджикской ССР
Один из первых Ми-8МТВ-1 Таджикского УГА, вертолётная площадка в городе Нуреке, Таджикской ССР

Конечно же, не миновали Таджикское УГА и самые различные происшествия - аварии и катастрофы. Так, были потеряны самолёт Ил-18 в 1973-м, Як-40 в 1970-м и 1980-м, вертолёт Ми-8 в 1985-м.

09 февраля 1988 года благополучно завершилась аварийная посадка самолёта Ту-154б-2 б/н СССР-85511 в а/п Душанбе, когда неисправность одного из элементов гидросистемы самолёта могла завершиться катастрофой. Экипаж под руководством командира воздушного судна Гиро В.А сумел справиться с данной нестандартной ситуацией, самолёт позже был восстановлен и продолжил эксплуатироваться.

Скан из журнала "Техника-Молодёжи"
Скан из журнала "Техника-Молодёжи"
Последствия аварийной посадки борта СССР-85511 в а/п Душанбе. Фото из архива Г.Шерматова
Последствия аварийной посадки борта СССР-85511 в а/п Душанбе. Фото из архива Г.Шерматова

Распад Советского Союза и дальнейшие события привели к снижению производственных показателей Таджикского УГА. Первыми ощутили этот своеобразный "ветер перемен" все причастные к эксплуатации самолётов Ан-28. Поскольку данные самолёты производились в Польше - все вопросы. связанные с продлением ресурсов теперь нужно было оплачивать в свободно конвертируемой валюте, которой в республике не было в избытке. Вскоре стало понятно, что и другие типы авиационной техники эксплуатировать по прежнему не получится. Быстрый рост цен на ГСМ и комплектующие стали приводить в сокращению выполняемых рейсов, особенно из а/п местных воздушных линий.
Вскоре начались весьма бурные события 1992 года, быстро переросшие в гражданскую войну, во время которой практически вся деятельность ГА в регионе оказалась полностью остановленной. Теперь, как гововорится "правил бал" человек с ружьём, точнее - с автоматом Калашникова. Соответственно, предпринимались попытки применить авиационную технику для нанесения ударов по противнику, правда единичные и безуспешные.

А/п Душанбе, 1992-й год
А/п Душанбе, 1992-й год
Жители города Нурека пытаются попасть на борт вертолёта Ми-8МТВ-1, осень 1992 года
Жители города Нурека пытаются попасть на борт вертолёта Ми-8МТВ-1, осень 1992 года

Осенью 1992 года экипажу Ту-154 пришлось выполнять посадку рейса, следовавшего из Москвы практически над линией боевого столкновения, поскольку рядо с ВПП шла довольно активная перестрелка. После окончания активных боевых действий стало совершенно понятно, что гражданская авиация не скоро сможет оправиться от подобных потрясений. Помимо трудностей со снабжением стал заметен кадровый голод, ведь многие специалисты покинули таджикскую землю.

К 1993-му году бывшее Таджикское УГА было преобразовано в авиакомпанию "Точикистон", префикс в бортовых номерах сменился на EY, а вместо надписи "АЭРОФЛОТ" теперь наносился логотип "Точикистон".

Як-40 а/к "Точикистон" в а/п Душанбе
Як-40 а/к "Точикистон" в а/п Душанбе
Аэропорт Душанбе, зима 1994 года
Аэропорт Душанбе, зима 1994 года

В том же году авиакомпания потеряла в присшествиях два своих самолёта, причём авиакатастрофа Як-40 б/н EY-87995 в а/п Хорог, произошедшая 28 августа 1993 года, стала своеобразным антирекордом - количество погибших стало самым большим за всю историю эксплуатации данного типа.

Порой самолёты и вертолёты а/к "Точикистон" привлекались для перевозки личного состава и грузов министерства обороны республики, поскольку своей транспортной авиации у таджикских военных практически не было.

Вертолёт Ми-8 а/к "Точикистон" привёз боеприпасы для подразделений МО РТ, Тавиль-Дара, 1995-й год
Вертолёт Ми-8 а/к "Точикистон" привёз боеприпасы для подразделений МО РТ, Тавиль-Дара, 1995-й год
Вертолёт Ми-8МТВ-1 а/к "Точикистон" в городе Нуреке, 1998-й год
Вертолёт Ми-8МТВ-1 а/к "Точикистон" в городе Нуреке, 1998-й год

География полётов авиакомпании теперь изменилась, появились новые направления - люди стали чаще летать за границы государства, чаще всего в Иран, ОАЭ, Индию, Турцию.

Ту-154Б-2 а/к "Точикистон" в старой ливрее
Ту-154Б-2 а/к "Точикистон" в старой ливрее

Кроме того, самолёты и вертолёты авиакомпании периодически работали в различных точках земного шара, принося прибыль и обеспечивая работой наземный и лётный персонал. Обычной практикой стали поездки на заработки в соседний Афганистан, а также в Иран, ОАЭ, страны Африки.

В середине 90-х была принята нова схема окраски самолётов и вертолётов авиакомпании, которая с некоторыми небольшими изменениями сохранилась до сих пор.

Самолёт Ту-154Б-2 а/к "Точикистон" выполняет взлёт
Самолёт Ту-154Б-2 а/к "Точикистон" выполняет взлёт
Перрон а/п Худжанд, 1997-й год, самолёт EY-85281, будет потерян в авиакатастрофе 15 декабря 1997 года в Шардже
Перрон а/п Худжанд, 1997-й год, самолёт EY-85281, будет потерян в авиакатастрофе 15 декабря 1997 года в Шардже
Самолёт Як-40 а/к "Точикистон" в а/п Хорог
Самолёт Як-40 а/к "Точикистон" в а/п Хорог
Аэропорт Душанбе, начало 2000-х
Аэропорт Душанбе, начало 2000-х

Помимо выполнения пассажирских рейсов а/п Душанбе постоянно работал в интересах МО РФ - именно через него выполнялись полёты ВТА в интересах российских военных (неоднократно самому приходилось улетать оттуда). Кроме того, с давних пор на территории а/п базировалась авиационная техника российских пограничных войск. В 2002-м году рядом с пограничниками стали базироваться самолёты и вертолёты контингента НАТО, которые выполняли полёты в Афганистан. Также в интересах афганской стороны работали а/п в Кулябе и Курган-Тюбе.

Самолёт Ил-76 МО РФ в а/п Душанбе, лето 1995 года
Самолёт Ил-76 МО РФ в а/п Душанбе, лето 1995 года

Поскольку ресурсы авиационной техники советского производста постепенно стали заканчиваться, а поставок новых самолётов и вертолётов не приходилось ожидать - начался вывод из эксплуатации этих моделей. В 2006-м были остановлены полёты на самолётах Ту-154Б-1(2). Всё больше проявлялась сложность применения самолётов Як-40 из за дороговизны ГСМ - поэтому их также начали ставить на хранение.

А/п Душанбе, самолёты Ту-154Б-1(2) на хранении перед разделкой на металл, 2008-й год
А/п Душанбе, самолёты Ту-154Б-1(2) на хранении перед разделкой на металл, 2008-й год
А/п Душанбе, самолёты Як-40, выведенные из эксплуатации
А/п Душанбе, самолёты Як-40, выведенные из эксплуатации

2008-й год принёс довольно интересную новость - была открыта первая частная таджикская авиакомпания под названием "SOMON AIR", в парке которой были самолёты Boeing.

Самолёт В737 а/к "SOMON AIR" выполняет взлёт
Самолёт В737 а/к "SOMON AIR" выполняет взлёт

В 2009-м в авиакомпании "Точикистон" произошли изменения - теперь она стала называться ОАО "TAJIK AIR", но переименование не помогало стабилизировать её финансовое положение. Опыт применения авиационной техники западного производства у таджикских авиаторов впервые появился в 1994-м году, когда был взят в лизинг самолёт В747, правда первая попытка была не очень удачной.

Самолёт В747 а/к "TAJIK AIR" в а/п Душанбе, январь 1994 года
Самолёт В747 а/к "TAJIK AIR" в а/п Душанбе, январь 1994 года

Теперь новые экономические реалии предполагали применение авиационной техники от ведущих мировых производителей, поэтому в 2007-м были начаты попытки приобретения самолётов В737, позднее В757.

Самолёты В737 на перроне а/п Душанбе, примерно 2014-й год
Самолёты В737 на перроне а/п Душанбе, примерно 2014-й год
Самолёт В757 а/к "TAJIK AIR" заходит на посадку в а/п Душанбе, примерно 2012-й год
Самолёт В757 а/к "TAJIK AIR" заходит на посадку в а/п Душанбе, примерно 2012-й год
Самолёт Ан-28 а/к "TAJIK AIR" в а/п Хорог, 2009-й год
Самолёт Ан-28 а/к "TAJIK AIR" в а/п Хорог, 2009-й год
Самолёт Ан-24РВ а/к "TAJIK AIR" прибыл в а/п Душанбе из Худжанда, примерно 2010-й год
Самолёт Ан-24РВ а/к "TAJIK AIR" прибыл в а/п Душанбе из Худжанда, примерно 2010-й год

Несмотря на различные трудности, основные аэропорты Таджикистана постепенно реконструировались, так была переделана ВПП в а/п Дангара (всё-таки малая Родина нынешнего президента РТ), видоизменились терминалы а/п Курган-Тюбе, Куляб, Худжанд, Хорог.

Термина а/п Худжанд, примерно 2007-й год
Термина а/п Худжанд, примерно 2007-й год
Здание а/п Хорог, лето 2017-й год
Здание а/п Хорог, лето 2017-й год

Самые большие изменения коснулись а/п Душанбе, где полность отремонтировали ВПП, полностью реконструировали здание аэровокзала, были построены новый терминал и здание КДП. При этом постепенно выводилась из эксплуатации техника советского производства, что в итоге привело к прекращению рейсов на местных воздушных линиях. Самолёты Як-40 полностью остановили в 2012-м году, позже настала очередь Ту-154М, последний из них разделали на металл в 2021-м, в 2020-м прекратили полёты Ан-28. Из числа бывших самолётов продолжают летать в интересах МО РТ один Ту-134А-3 и Ан-26 (бывшие ленинабадские машины) и вертолёт Ми-8МТВ, переданный в авиацию национальной гвардии РТ.

Новый КДП в а/п Душанбе, февраль 2020 года
Новый КДП в а/п Душанбе, февраль 2020 года
Так называемый "старый аэропорт" Душанбе, апрель 2021 года
Так называемый "старый аэропорт" Душанбе, апрель 2021 года
Здание а/п Душанбе, апрель 2021 года
Здание а/п Душанбе, апрель 2021 года
Вертолёт Ми-8МТВ-1 (один из первых в ГА СССР) выполняет взлёт с в/п "Поляна Москвина", неподалёку от пика Коммунизма (теперь Исмаила Сомони), лето 2021 года
Вертолёт Ми-8МТВ-1 (один из первых в ГА СССР) выполняет взлёт с в/п "Поляна Москвина", неподалёку от пика Коммунизма (теперь Исмаила Сомони), лето 2021 года

К сожалению, своё 100-летие ГА в Таджикистане отмечает не в самом радостном настроении. Первый национальный перевозчик, авиакомпания "TAJIK AIR" так и не смогла оправиться от последствий пандемии и не самого лучшего управленческого контингента, придя к фактическому банкротству. Теперь из местных перевозчиков остался лишь "SOMON AIR", который пытается поддерживать авиаперевозки на приемлемом уровне. Из аэропортов местных воздушных линий продолжают работать лишь Хорог и Джиргиталь, но по прежнему остро ощущается нехватка самолётов для полётов в Горно-Бадахшанскую АО.

Вертолёт Ми-8АМТ а/к "SOMON AIR" выполняет взлёт из а/п Джиргиталь, август 2022 года
Вертолёт Ми-8АМТ а/к "SOMON AIR" выполняет взлёт из а/п Джиргиталь, август 2022 года
Вертолёт Ми-8МТВ-1 а/к "SOMON AIR" выполняет взлёт с в/п "Поляна Москвина", август 2022 года
Вертолёт Ми-8МТВ-1 а/к "SOMON AIR" выполняет взлёт с в/п "Поляна Москвина", август 2022 года

Тем не менее - поздравляю всех бывших и нынешних работников ГА Таджикистана с этим юбилеем и желаю всего самого наилучшего!

-71