Найти тему

Как добиться успеха на работе с биполярным расстройством: практические советы и секреты

Оглавление

By А. Tg-канал «Биполярная семейка»
Кто такие А. и Э. на этом сайте?

Смею утверждать, что барсики на работе могут быть продуктивнее обычных людей. При определенных условиях они достигают невероятных высот. Вы даже не представляете, сколько «нашего брата» работает на топ-позициях в крупнейших компаниях.

Хочу поделиться историей своего карьерного роста и лайхфаками, которые помогают быть стабильным и достигать в условиях конкуренции, борьбы, стресса, политики, дедлайнов и всей хрени, что может случиться в офисе.

Содержание

  • Часть 1. Предыстория
  • Часть 2. Сон в каршеринге. Лайфхаки и секреты
  • Если депра
  • Если гипа (контролируемая)
  • Еще пару лайфхаков для всех состояний
  • Важные дополнения

Часть 1. Предыстория

Моя карьера началась после 30, до той поры был вольным предпринимателем…

После залета в манию и «отсидки» в больнице, я, как водится, залетел в глубочайшую депру. Именно тогда мне поставили диагноз — бесповоротное БАР, и это окончательно добило…

Было больно. Пустота и ужас. Жена забрала дочь и ушла. Поддерживают мама и брат, но в период мании и у них назанимал. Так что поддерживают морально.

В предыдущих сериях я отдал за бесценок и за долги свои компании, и набрал невероятных кредитов. Потому коллекторы долбили ежедневно. Давно забытое ощущение со студенческой поры, когда в кармане пересчитываешь монетки. Когда не можешь купить дочке игрушку за 150 рублей.

Думал о банкротстве как физ.лицо. Не решился. Договорился на рефинансирование кредитов. Понизили платёж, но кредиты увеличились втрое и по сроку и по итоговой сумме. Блядские банки. Невозможно дышать.

А: Биполярники — мечта работодателя!

Ну вы поняли, не было шансов не начать зарабатывать. Идей и энергии на открытие бизнеса нет. Делать нечего — надо устраиваться на работу. Хотя бы пересидеть депру, хотя бы как-то начинать гасить кредиты…

Резюме в депре не пишется. Вспоминаешь былые достижения и сравниваешь с текущим ничтожеством — жжет внутри. Парализующее самоуничижение. Будто пишешь свой некролог. Будто ты в прошлом — это не ты, а какой ты вымышленный персонаж. И все же где-то на подкорке понимаешь, что это происки лживой депрессии. Иногда получается ее не слушать. В день по строчке, по буковке…

Ок, CV есть. Неуклюжее с кучей несостыковок, но есть. Но куда и кем устраиваться? Могу все по резюме, на деле — ничего. Бесконечно откликаешься на hh. Сопровождаешь умными фразами от интернет-советчиков. В ответ только клише-отказы. Убить готов этих HRов — разглядите меня хоть кто-нибудь!

Наконец приглашают на собеседования. Боже, что надеть. Растолстел на таблетках, ни одна рубашка не налезает. С позором занимаю у брата иду в Koton. Там тоже ничего на меня нет. Потею 3 часа в гримерке. Беру что-то отвратительное и бесформенное.

Хожу по интервью. Первые 5 мямлю и отвечаю невпопад. Вежливые отказы. Еще 25 собеседований. По ходу осознаю, что нельзя говорить про опыт собственного бизнеса. Это на бумаге они все приветствуют энтерпренерский подход, взятие ответственности на себя и бла-бла, на деле — боятся. Вычеркиваю любые следы своего дела в резюме.

Выясняется, что топом не берут — надо связи и опыт карьерной лестницы. Идти на стартовые позиции вчерашних студентов после руководства собственной компанией в 150 человек? Пусть хоть так. Не берут — говорят «оверквалифайд». Но небольшие подвижки есть. Уже легче и комфортнее общаться. Уже заучиваю стандартный сценарий интервью и припасаю ответы на каверзные вопросы. Уже задумываются HRы и переводят на 2 тур. По вечерам депра иногда отпускает, и ты это отмечаешь.

И тут наконец! Первый, второй, третий тур! Все пройдено. Приглашают менеджером проекта в небольшую IT-компанию (90 человек). Зарплата не космос, но на долги и алименты хватает, и даже себе остается тысяч 15-20. Уффф… С этого начнем, а там куда кривая выведет…

…………..

С той поры прошло 3,5 года. Кривая вывела в топ-менеджеры крупной компании и небольшой side-бизнес. Долгов нет. Купил квартиру в Москве (пусть и в ипотеку). Очень многое случилось благодаря новой жене — моей биполярной Э. Очень и очень. Но и я не плошал.

Часть 2. Сон в каршеринге. Лайфхаки и секреты

Хочу поделиться некоторыми лайфхаками биполярного селф-менеджмента, которые помогают достигать в карьере.

Как и у многих биполярников, у меня два ярко-выраженных состояния и миллион промежуточных. Поговорим только про эти два для простоты понимания. В зависимости от фазы (верх или низ) я работаю по одному из нижеперечисленных сценариев.

Если депра

Основную часть работы перевожу на момент дня, когда хоть чутка попускает (в моем случае это вечер). До той поры имитирую деятельность, либо делаю какие-то совсем уж простецкие задачки. Себя за это не бичую (этому тоже пришлось научиться). На вечер гружу все важнейшие задачи, которые требуют голову.

В этот же светлый момент дня я расписываю себе задачи на завтра (любой таск-менеджер или блокнот). Разбиваю их по формуле — не более 30 минут на выполнение 1 задачи. Описание задачек делаю понятным, как для обезьяны, и стараюсь дополнить короткой инструкцией, как конкретно делать. Такая само-помощь себе же депрессивному и когнитивно ослабленному, которым ты станешь следующим же утром.

Примеры упрощения:

  • Задача «Ответить Светлане» преобразовывается в «Написать Светлане svetlana@svetlana.ru письмо, что мы согласны на условия сделки, но просим скидку 15% и рассрочку на 3 месяца.»
  • Задача «Заполнить отчет» преобразовывается в 3 получасовых задачки типа «Сделать 2 слайда отчета ( раздел анализ), где выгрузить аналитику из яндекс.метрики и посчитать итоговую конверсию в продажи по регионам Мск, Спб, ЦФО, СФО, ДВ».

Еще я стараюсь максимально структурировать день в календаре и даже пустые от встреч промежутки расписывать конкретными делами, которые повторяются еженедельно. Таким образом календарь забит, и думать, о том, что делать не приходится. Моя задача в депре разгрузить мозг по-максимуму.

Если состояние совсем хреновое, еще больше дроблю задачки. 5-10 минут на выполнение.

Я знаю, что в депре воспринимаю вещи хуже, чем есть — поэтому стараюсь полагаться на внешнюю обратную связь, а не на свои субъективные ощущения.

Я в целом тот еще перфекционист, и именно это качество меня просто душит в депре. Поэтому в этой фазе я прямо сознательно стараюсь делать задачи не так основательно. Сложно объяснить. Такой подход «на троечку». Да, может, в нем я не продуктивный гуру, но хоть что-то движется.

Ну, и конечно, стараться хвалить себя хоть за одну задачку в день (пусть и натужно) — это очень важно в депре. Я часто обесцениваю себя в депре, ностальгируя по своей гипа-гиперпродуктивности.

Если гипа (контролируемая)

В этом состоянии я очень продуктивен, мне особо не надо таск-менеджмента. Все очень даже неплохо держится в голове.

Работаю так: Раз в неделю делаю «выгрузку мозга». Это такое упражнение, когда ставишь таймер на 30 мин. и выписываешь абсолютно все задачки и мысли из головы, а дальше раскидываешь их по проектам и приоритетам. Дальше это выписывается очень кратко на 1 лист А4 (мне так удобнее и нагляднее). Всю неделю со мной этот листик — больше ничего особо не надо. Я на нем вычеркиваю задачки.

Этот волшебный листик мне очень сильно помогает держать фокус, когда заносит. Чувствую шкалит мозг от идей и теряется фокус — с усилием переключаю себя на листик. Медитирую в него.

Помимо «листик-менеджмента» делаю какие-то мелкие пометки-напоминашки в канбан доске (Trello или подобное), ну и встречи в календаре — мне хватает.

Я знаю, что могу быть излишне эмоциональным в гипе, поэтому беру паузы перед принятием решения. Особенно в переговорах, когда возрастает градус дискуссии. Просто выхожу из дискуссии по любой надуманной причине, и говорю, что не могу прямо сейчас принять решение. Пауза — любой ценой.

Ну вы поняли — вся суть в том, чтобы четко понять, как ты себя чувствуешь (не врать себе и не брать на себя больше или меньше), и подстроить под это работу.

Еще пару лайфхаков для всех состояний

  • У меня в офисе опен-спейс даже у c-level менеджмента, поэтому хрен поспишь. При этом бывают бессонные ночи и в гипе, и в депре. И местами днем просто адски рубит, и нет никаких сил это терпеть. Долго решал этот кейс — искал какие-то гостиницы на час, хотел арендовать в бизнес-центре отдельный кабинет для сна. Выходило — дорого. В итоге ничего лучше и экономнее не придумал, чем как спать в каршеринге в самые невыносимые моменты.
  • Бывают моменты, когда уходишь в жесткий неуправляемый занос на виражах настроения. Когда мне «супер-хорошо» и «супер-плохо» (и то, и то непродуктивно), то собираю волю в кулак и делаю фрирайтинг без остановки. Беру рабочую тему и пишу, пишу, пишу — ничего не ожидая от практики взамен (а она иногда дает неплохие бонусы). Ничего более конструктивного в эти моменты не придумал. Отвлечение прокрастинацией тоже проходил — в моменте работало, в среднесрок вся работа катилась к чертям.

Важные дополнения

  • 1. Трудоустройство
  • В моем резюме было множество киданий из стороны в сторону. Были и короткие проекты, паузы в работе — все то, что не добавляет нам очков при трудоустройстве. Решение — объединить все короткие проекты в одну позицию с названием — менеджер проектов (или проектная деятельность) и кратко описать, что и как делал. Ну а трудовую книжку уже никто не смотрит.
  • 2. Рассказать ли про БАР (биполярное расстройство) на работе?
  • Я не считаю нужным сообщать коллегам про свои ментальные нюансы. В чате есть ребята, которые рассказали работодателю о своей биполярности, и от этого им проще жить, но я делал 3 попытки каминг-аута, и ничего хорошего из этого не вышло. Во-первых, люди начинают накладывать стереотипы, а во-вторых, кто бы что не говорил, а из двух похожих кандидатов на продвижение — выберут с «менее отягощенной кукухой».
  • 3. Удивительно, но опыт показал, что в депрессии я лучше руковожу людьми. Хрен знает как. Думаю, что это потому, что в гипе во мне лидерство шкалит, и я могу подавлять. Тогда как в депре, я становлюсь такой душкой и впитывающей губкой, и у меня появляется экстра-способность быть слабым и собирать вокруг себя лидеров.

Такие вот лайфхаки. Их у меня еще вагон и маленькая тележка. Тут постарался выложить самую суть. Если будет реакция на пост, буду писать еще, и по итогам напишем какой-то небольшой гайд менеджера-биполярника.

Очень интересно почитать и ваши лайфхаки/идеи/мысли/вопросы…

Всем успехов в трудовой деятельности и развитии карьеры!