На самом деле из древнего мира сохранилось всего несколько штемпелей для монет, но один из них, как оказалось, из Бактрии и, точнее, был найден в Ай-Хануме. Сохранившиеся штемпеля редки не столько потому, что их было изготовлено очень мало; только монеты из клада Кундуза представляют собой 973 отдельных штемпеля (425 аверсов, 548 реверсов). Сохранившиеся штемпеля - редкость, потому что за ними приходилось тщательно следить во время использования, а после их обычно уничтожали или хранили в храмах, чтобы они не попали в недобросовестные руки. Если сохранившийся бактрийский штемпель был привезен из Ай-Ханума, то он, возможно, хранился в дворцовой сокровищнице или, что более вероятно, был отправлен в один из городских храмов. В то время, когда это место было заброшено, он не использовался, поскольку его устаревшим назначением было чеканить реверсы тетрадрахм, выпущенных Деметрием I.
Этот штемпель имеет размер и форму небольшой катушки для шитья (высота 39 мм; диаметр 37 и 35 мм на концах: 1,5 = 1,4 = 1,4 дюйма). Он изготовлен из разнородной бронзы, содержащей 78,4–84,2 процента меди, 15,3–21,1 процента олова и небольшое количество железа. Представляется вероятным, что в его вогнутой форме помещались щипцы или какое-либо другое зажимное устройство, которое плотно прижимало штемпель к поверхности заготовки, когда молоток выполнял свою работу. Монеты Деметрия I чеканились с выверенной осью штемпелей в 12 ч., что означает, что рисунки на обеих гранях были выровнены вертикально, когда готовая монета вращалась вокруг своей вертикальной оси. Чтобы добиться этого, работники монетного двора должны были правильно ориентировать два штемпеля для каждого удара. Небольшая выемка на конце штемпеля, возможно, служила этой цели, поскольку она расположена на одной линии с нижней частью реверсного рисунка штемпеля. Из-за того, что на реверсные штемпели приходится большая нагрузка, они, как правило, изнашиваются быстрее, чем аверсные, которые надежно закреплены на наковальне. Этот сохранившийся образец не выглядит особенно изношенным или потрескавшимся на своей выгравированной поверхности, хотя конец был сильно поврежден со стороны, противоположной насечке, и это может объяснить, почему образец был изъят из эксплуатации. Другая возможность заключается в том, что он был намеренно сломан и изъят из обращения после кончины Деметрия. Пока ни одна монета не была идентифицирована как изделие этого конкретного штемпеля. Несмотря на то, что при хорошем штемпеле возможны десятки тысяч ударов, этот пример, возможно, практически не оставил следа в нумизматической летописи эллинистической Бактрии.
Если бы мы могли быть уверены в происхождении этого штемпеля, чего, конечно, мы не можем, то, возможно, удалось бы привязать его монограмму к определенному месту. Хотя она не особенно часто встречаются на монетах, найденных в Ай-Хануме, примечательно, что эта монограмма встречается на монетах, отчеканенных Деметрием I, Евтидемом II, Агафоклом, Панталеоном, Антимахом I и Эвкратидом I. Это означает, что она исчезла в то же время, когда Ай-Ханум был заброшен, и только очень важная монограмма могла так широко испльзоваться. Тем не менее, штемпель Деметрия, работавший в другом месте, мог быть отправлен в Ай-Ханум на утилизацию и хранение в его сокровищницу или в один из храмов. Кроме того, использование монограммы в Ай-Хануме не обязательно должно закончиться с падением города, поскольку магистрат, представленный, скажем, этой монограммой, мог покинуть этот район, а затем продолжить использовать ту же монограмму в другом месте. Таким образом, мы не должны приписывать все бактрийские монеты с этой монограммой только монетному двору в Ай-Хануме.
Однако мы можем ясно видеть работу мастера, изготовившего штемпель, независимо от того, где ему довелось жить и работать. Должно быть, требовалось определенное мастерство, чтобы изготовить пригодный для использования штемпель из закаленного металла. Чтобы придать стоящей обнаженной фигуре Геракла реалистичную позу, мастеру пришлось запечатлеть образ героя в металле. Чем глубже прорези и углубления в штемпеле, тем рельефнее получаются монеты — например, изображение Геркулеса, а также точки, обозначающие более мелкие штрихи для монограммы и надписей. Эта техника глубокой чеканки была такой же, как у граверов по драгоценным камням и перстням—печаткам - заказы, возможно, также выполнялись резчиками по металлу. Мастер, изготовлявший штемпель Деметрия, проделал прекрасную работу, изобразив Геракла в момент коронования, с дубинкой и львиной шкурой в руке. Это художественное произведение хорошо дополняет надпись, которая его обрамляет.
В рамках своей когнитивной карты рабочий, очевидно, должен был помнить о том, что BAΣIΛEΩΣ ΔHMHTPIOY следует выгравировать задом наперед, поскольку небрежность или ошибку могут выдать не только изображения, но и буквы. Вырезание греческих слов "ретроградно" могло быть сложной задачей, особенно для таких букв, как B, Σ, A и P, которые приходилось менять местами. К счастью для гравера, двенадцать из семнадцати букв, нанесенных на этот штемпель, были симметричны относительно вертикальной оси и поэтому были выгравированы одинаково, как в прямом, так и в обратном направлении: A, I, Λ, Ω, Δ, H, M, T, O, Y. Таким образом, вероятность ошибок при выполнении этого задания была относительно низкой по сравнению с более сложной задачей, например, с вырезанием BAΣIΛEΩΣ ΣΩTHPOΣ MENANΔPOY задом наперед. Разница аналогична ретроградному написанию имен ТОМ и STAN "S" и "N" требуют большей осторожности для правильной инверсии и с большей вероятностью могут вызвать проблемы.
Очевидно, что нумизматы могут изучать гравировку на тысячах штемпелей, не видя ни одного из них, поскольку монеты, отчеканенные ими, точно сохраняют свои особенности. Можно отследить даже износ штемпелей, например, наличие характерных изломов. Нам остается только визуализировать недостающие штемпеля как зеркальные отражения сохранившихся монет, либо перевернув их фотографии, либо сделав оттиски на глине. Таким образом, можно воссоздать когнитивные карты бактрийских рабочих, когда они планировали и выполняли свои различные задачи. Например, процесс гравировки штемпеля обычно начинался с изображения в центральном поле, за которым следовал любой необходимый текст. Эта процедура прослеживается на многих бактрийских монетах, где надпись была вытеснена в оставшиеся места после завершения основной работы. Аналогичным образом, некоторые буквы были сжаты или смещены, чтобы уместить центральное изображение. Это также очевидно в тех выпусках, где легенда намеренно прерывается художественным оформлением.