Я писала недавно о скандальной криминальной истории, связанной с именем Джованни Бернини. Это была любовная история, в которой кипели нешуточные страсти, завершившиеся травмами, как душевными, так и физическими. В той истории Бернини показал себя необузданным человеком, в порыве эмоций способным на все, очень ревнивым собственником, не считавшимся ни с чем, готовым любого смести со своего пути.
Да, таким и был великий скульптор, умевший творить из мрамора чудо. Казалось, этот камень буквально плавится в его горячих руках, и он лепит из него всё, что хочет. Поражает работоспособность Бернини, он умел работать быстро и всегда с отдачей, создал множество скульптур, в том числе несомненных шедевров. Он стал самым ярким представителем барокко в скульптуре. А выглядел Бернини вот так:
Как видим, скульптор был еще и превосходным живописцем. Как мастерски он изобразил себя, не побоявшись раскрыть свой нервный характер и показать суть своей тонкой, темпераментной натуры! Да, глядя на этого человека, нет сомнений, что он мог приказать слуге изрезать бритвой лицо любимой женщины, которая ему изменила, и гнаться с ножом за собственным братом, ставшим любовником той самой дамы (кстати, замужней).
Бернини был артистичен и, помимо скульптуры и живописи, его сильно притягивал театр. Он успевал писать и ставить пьесы, а также играть в них. Кроме того, его увлекала техническая сторона театральных постановок, он создавал декорации и сценическую машинерию. Помимо всего этого Джованни Бернини был ведь еще и талантливым архитектором, создавал проекты самых разных зданий и архитектурных объектов типа фонарей и надгробий. Делал он и временные сооружения для праздников и похорон. Поразительной творческой энергии был человек. Он, не экономя, сжигал себя в творчестве, а талант и творческое горение в нем все не убывали. Уже будучи 81-летним, Бернини завершил свое последнее монументальное произведение — гробницу папы Александра VII в соборе Святого Петра в Риме.
Скульптор умер в 82 года. Его скромная могила, без всякого памятника, находится в церкви Санта-Мария-Маджоре, там, где погребены и его родители.