Найти в Дзене
Genesis family

Стив Хакетт: «Фил Коллинз не заслуживает того, что с ним случилось»

“Время было непростое” - сидя в гостиной своего скромного жилища в пригороде Лондона бывший гитарист Genesis Стив Хакетт так описывает один из определяющих альбомов 70-х годов - The Lamb Lies Down on Broadway - 94-минутный опус, который был записан 50 лет назад. «Группа росла, внезапно в нашей музыкальной жизни появились жены, дети… Мой (первый) брак распался, родился ребенок, а я пытался с этим всем справиться. Находясь в личном водовороте, много пил». Сам альбом представляет собой нечто сюрреалистическое, сложное и немного озадачивающее повествование с мифическими существами, гротеском и расчлененкой… Понимал ли его Хакетт? «Ну как сказать… Если бы Пит (Гэбриэл - талантливый и требовательный фронтмен группы, автор концепции альбома - прим.) обозначил всё изначально, что, мол, это обычная история искупления, возможно, я бы её понял лучше». Хакетт легко представляется тихим человеком в Genesis, который терпеливо наблюдал за борьбой коллег внутри группы за творческий контроль. Ныне ему
Стив. Фото: Tina Korhonen
Стив. Фото: Tina Korhonen

“Время было непростое” - сидя в гостиной своего скромного жилища в пригороде Лондона бывший гитарист Genesis Стив Хакетт так описывает один из определяющих альбомов 70-х годов - The Lamb Lies Down on Broadway - 94-минутный опус, который был записан 50 лет назад.

«Группа росла, внезапно в нашей музыкальной жизни появились жены, дети… Мой (первый) брак распался, родился ребенок, а я пытался с этим всем справиться. Находясь в личном водовороте, много пил».

Сам альбом представляет собой нечто сюрреалистическое, сложное и немного озадачивающее повествование с мифическими существами, гротеском и расчлененкой… Понимал ли его Хакетт?

«Ну как сказать… Если бы Пит (Гэбриэл - талантливый и требовательный фронтмен группы, автор концепции альбома - прим.) обозначил всё изначально, что, мол, это обычная история искупления, возможно, я бы её понял лучше».

Хакетт легко представляется тихим человеком в Genesis, который терпеливо наблюдал за борьбой коллег внутри группы за творческий контроль. Ныне ему 74 года, он выглядит мягким, но уверенным. И до сих пор, как в молодости, он носит темные до плеч волосы.

Стив с любовью рассказывает о жизни классического состава Genesis, которая за пять десятилетий продала 150 млн альбомов, не говоря уже о феноменальном коммерческом успехе разных сольных проектов.

-2

Хакетту исполнилось 21, когда он пришел в Genesis и остался там на 6 лет - с 1971 по 1977 года. Его песни и сложная гитарная работа привнесли в классические ранние альбомы фактуру и воображение: «Я горжусь тем, что мы сделали вместе. Мы были потрясающей группой» - вспоминает Стив.

После The Lamb он продержался в коллективе еще 3 года, а потом ушел, чтобы заниматься сольной карьерой. Сегодня он в хороших отношениях с теми, кого называет «ядром» - Питером Гэбриэлом, гитаристом и басистом Майком Резерфордом, клавишником Тони Бэнксом и барабанщиком Филом Коллинзом. «Да, мы до сих пор поддерживаем отношения».

В последний раз Стив выступал с Genesis в 1982 году, но недавний реюнион он пропустил, включая их последний концерт в 2022 году. И это, судя по всему, его огорчает. «Genesis - странная группа, - говорит Хакетт, явно пытаясь правильно подобрать слова, - Они приглашают тебя, и когда ты отвечаешь согласием, начинаются дополнительные требования... В общем, такая конкуренция».

Ныне Стив живет со своей третьей супругой, писательницей Джо Леманн, и работать не прекращает. В этом году он выпустил свой 30-й сольный альбом The Circus and the Nightwhale, после чего отправился в тур как с новым материалом, так и с композициями Genesis из альбома «Foxtrot» 1972 года. А осенью планируются гастроли по Великобритании с сетом, включающим основные песни альбома The Lamb. Кульминационный концерт состоится в Royal Albert Hall'е.

«Я предпочитаю играть классические песни Genesis вместе с группой, которая тоже от них кайфует».
«Я предпочитаю играть классические песни Genesis вместе с группой, которая тоже от них кайфует».

Возвращение к классическому материалу с новой группой - золотая жила для опытных музыкантов. Коллега Хакетта по цеху, 80-летний Ник Мейсон, бывший барабанщик Pink Floyd, стал недавно автором настоящего концертного феномена. Он создал группу Nick Mason's Saucerful of Secrets и переработал канонические треки своей старой группы.

Хакетт говорит, что такая тактика раскрепощает: «Я предпочитаю играть классические песни Genesis вместе с группой, которая тоже от них кайфует». Возможно, подобные концерты и вызывают аппетит. Но они также требуют большого мастерства. Как Хакетт не дает таким концертам скатиться в унылую ностальгию?

«Сейчас я могу делать больше, чем во времена с Genesis - со мной играют медные и деревянные духовые инструменты, дополнительные клавиши... Я играю фразы, которые знакомы людям, но после них вкручиваю новое гитарное соло в концовку».

Genesis всегда были высоко интеллектуальной группой, движимые высокими понятиями, образованием и музыкой, пропитанной классической строгостью. Первый состав был сформирован Гэбриэлом, Бэнксом и Резерфордом в конце 1960-х годов в школе-интернате Чартерхаус в Суррее. Хакетт и Коллинз появились позже благодаря объявлению в музыкальной прессе, и оба они были представителями рабочего класса. Их классовые различия с выходцами Чартерхаус были очевидны - и это делало их настоящими партнерами.

"Чтобы твоя идея воплотилась, нужно было с кем-то объединяться", - говорит Хакетт, который учился в средней школе в пригороде Лондона. Коллинз учился в театральной школе Барбары Спик в Ист-Эктоне, где его мать Джун работала агентом по бронированию билетов, а самого Фила ждала многообещающая актерская карьера в детстве.

Однажды Стив описал Genesis словом «скованные». Чувствовал ли он давление, когда надо было выразить себя?

«Я не осознавал, что прихожу в группу, в которой царит внутренняя конкуренция, и зачастую многие пытались вытеснить идеи друг друга. Мне-то казалось, что у нас союз авторов песен, а это значит, что мы будем сотрудничать.
Но они были знакомы друг с другом с 11 лет. Думаю, это делало их привилегированными и жесткими. Но такова была система в Чартерхаусе - всё-таки там взращивали будущих вице-королей Индии, премьер-министров. В них воспитывали эту конкурентоспособность. Имейте в виду, что тогда стояли другие времена».
Мне хотелось делать музыку, которая была бы полной противоположностью The Lamb
Мне хотелось делать музыку, которая была бы полной противоположностью The Lamb

Уход Хакетта, последовавший вскоре после ухода Гэбриэла, означал, что большая часть эпохи хитмейкерства конца 70-х и начала 80-х, когда Коллинз занял место вокалиста, прошла мимо него. Впрочем, Стив подчеркивает, что никогда не жалел о своем уходе.

«Мне хотелось делать музыку, которая была бы полной противоположностью The Lamb, которая звучала бы по-английски и с гордостью носила бы свое классическое влияние».

Впрочем спустя 50 лет всё изменилось. Новый альбом The Circus and the Nightwhale имеет много общего с The Lamb: обе работы являются концептуальными (хотя Стив предпочитает слово «нарратив»); и там, и там рассказывается сюрреалистическая история о падении и искуплении главного героя. Также в них присутствует мифология (слава Богу, без расчлененки).

Большая часть повествования у Хакетта разворачивается в послевоенном восстанавливающемся Лондоне, где он вырос. «Это автобиографическая повесть».

Хакетт родился в 1950 году. Его семья жила в огромном и социально прогрессивном жилом комплексе Черчилль-Гарденс в Пимлико, который был построен в конце 40-х годов взамен аварийного жилья.

Свое детство он называет счастливым: «Мой отец (Питер) был очень талантливым, коммерческим художником. Он продавал по выходным картины и заработал достаточно денег, чтобы стать профессионалом, к моменту, когда я стал музыкантом. Но у него не было амбиций. У него были все возможности, но при этом никогда не было своего телевизора или квартиры, при нем были всего несколько вещей».

Питер гордился достижениями Стива: «Однажды он очень трогательно сказал моей маме, что, по его мнению, он наслаждается моим успехом как бы опосредованно».

Дальше тема разговора переходит на современную поп-музыку. И здесь Стив с отчаянием называет ее шаблонной: «Песни, в которых много вокальных украшений - с его уст звучит с едва скрываемым презрением, - находят ноту, приукрашивают ее и повторяют бесконечное количество раз без каких-либо вариаций».

Поп-музыка перестала развиваться. Не считайте меня ретроградом
Поп-музыка перестала развиваться. Не считайте меня ретроградом

«Поп-музыка перестала развиваться, - вдруг он как бы одергивает себя, - Извините и не сочтите меня ретроградом».

Несмотря на натянутые отношения с Genesis, Стив Хакетт до сих пор хранит 50-летнюю верность группе. Он не скрывает эмоций, когда речь заходит о Коллинзе, сделавшем в 80-х годах невероятно успешную международную сольную карьеру с многомиллионными распроданными тиражами альбомов, синглов, бесчисленными премиями Грэмми… В последние годы здоровье Фила пошатнулось: у него рецидивирующее заболевание позвоночника, из-за чего он больше не может играть на барабанах и выступать вживую.

«Боже, я буду любить всегда Фила - тихо произносит Хакетт и замолкает. - Простите, у меня нет слов. Он не заслуживает того, что с ним случилось».

Хакетт осознает, как ему повезло, что он в хорошей физической форме, занимается творчеством и работает музыкантом для благодарных зрителей. «Я не могу назвать это работой» - говорит он.

Затем он снова делает паузу и добавляет нотку скромности: «Это был дар, полученный в очень раннем возрасте. И для меня это большая честь».