Далеко не все знают, что такое аустаффинг. Однако в условиях современной экономики многие работодатели используют этот инструмент антикризисного управления. Некоторые люди всё ещё считают, что с 2016 года аустаффинг запрещён, но это не так.
Что же такое аустаффинг персонала и как его использовать? Какие особенности есть у этого инструмента? Какие преимущества и недостатки у него есть? Какой закон регулирует аустаффинг в России? Кто может заказывать услуги аустаффинга, а кто не может из-за отсутствия аккредитации? Как получить аккредитацию для аутстаффинговой организации? Законно ли отдавать на аутстаффинг иностранных граждан?
Ответы на все эти вопросы и дополнительная информация о предоставлении услуг аутстаффинга в России — в нашей статье об аустаффинге персонала в 2020 году.
Аутстаффинг — что это такое простыми словами
Аутстаффинг – это процесс вывода сотрудников за штат компании. Это означает, что работники официально переходят из одной компании в другую, но продолжают работать на прежнем месте и выполнять те же обязанности.
Аутстаффинг – это современный метод управления персоналом, который позволяет компаниям эффективно управлять своими трудовыми ресурсами. Он основан на заключении договора между работодателем и аутстаффинговой компанией, которая официально становится работодателем для сотрудников.
При этом работники продолжают выполнять свои прежние обязанности на территории прежнего работодателя. Однако теперь ответственность за кадровый учёт, выплату заработной платы, взаимодействие с государственными органами и другие аспекты трудовых отношений лежит на аутстаффинговой компании.
- Когда целесообразен аутстаффинг
Вывод сотрудников за штат может быть целесообразным в ситуациях, когда законность трудоустройства сотрудника вступает в противоречие с невозможностью расширения штата компании.
Такие ситуации могут возникнуть по следующим причинам:
* необходимость экономии на зарплатном фонде, налоговых расходах и продуманном предоставлении социальных пакетов;
* наниматель не может взять на себя полную ответственность за финансовое, бухгалтерское и документальное обслуживание своих сотрудников;
* стремление снизить нагрузку на делопроизводство и учёт;
* основной рабочей силой являются трудовые мигранты, но нет возможности отслеживать документальную сторону их официального оформления;
* желание снять с себя ответственность перед своими сотрудниками и проверяющими государственными органами;
* нежелание оформлять штатных сотрудников, которые работают только в сезон или проходят испытательный срок;
* желание трудоустроить специалиста из другого региона без открытия специального представительства (филиала);
* потребность в увеличении количества работников, но невозможность роста штата из-за ограничений, связанных с применением упрощённого налогового режима (УСН).
- Кто чаще всего подлежит аутстаффингу
Работодатели не стремятся нанимать сотрудников в штат, но охотно пользуются услугами аутстаффинга. Чаще всего к аутстаффингу прибегают, когда нужны:
* временные работники;
* разнорабочие;
* сотрудники сферы услуг;
* трудовые мигранты и другие категории работников.
Аутстаффинг особенно популярен в строительстве, сфере услуг по сборке, демонтажу, ремонту и уборке. Также его часто используют в торговле, при вождении автотранспорта и выполнении работ, не требующих высокой квалификации, — особенно среди гастарбайтеров.
Кроме того, очень удобно выводить иностранных сотрудников за штат. Законное оформление трудовых отношений с гражданами других государств — сложная процедура, требующая проверки множества документов и досконального знания миграционных законов. Необходимо учитывать не только наличие нужных форм, разрешений и лицензий, но и сроки их действия, а также своевременно уведомлять соответствующие инстанции. А в случае даже небольшого нарушения штрафные санкции могут быть очень серьёзными. Работодателя ожидают:
* штрафы за нелегалов;
* проверки миграционных служб;
* приостановка деятельности организации и так далее.
Однако всего этого легко избежать, если обратиться к услугам организации-аутстаффера, которая берёт на себя все эти риски и сложности.
- Зачем и кому нужны услуги предоставления временного персонала
На любом предприятии самая значительная статья расходов — это заработная плата сотрудников. В условиях кризиса предприимчивые бизнесмены нашли решение этой проблемы: они стали использовать труд наёмных работников.
Временных сотрудников нанимают в следующих случаях:
* Предприятие работает сезонно, и в пик активности необходимо привлечь больше сотрудников. Например, в летний период спрос на мороженое увеличивается, поэтому производство этого продукта растёт. Однако с наступлением холодов спрос на мороженое снижается, и производство уменьшается.
* Нужно выполнить определённый проект. Иногда временного сотрудника нанимают для решения конкретной задачи или работы над проектом. После завершения проекта специалист такого уровня больше не требуется.
* Штатное расписание предприятия ограничено определённым количеством сотрудников, но в реальности их не хватает для выполнения заданного объёма работ.
Штатное расписание — это документ, в котором указаны все должности, необходимые предприятию для нормальной работы, количество сотрудников и размер их заработной платы.
Также временных сотрудников нанимают для работы, связанной с временным расширением производства, проведением рекламных кампаний, промоакций и т. д. Кроме того, они могут заменить постоянных работников, которые временно отсутствуют (находятся в отпуске, на больничном, в декрете и т. д.).
Схема аутстаффинга сотрудников
Наглядное объяснение аутстаффинга можно представить так: это ситуация, когда сотрудник перестаёт быть частью штата компании.
Виды услуг, которые подразумевают использование арендованного персонала
Существует несколько видов наёмных работников. В зависимости от ситуации может потребоваться разный подход к управлению временным персоналом.
- Аутсорсинг персонала
**Аутсорсинг** — это передача некоторых функций компании сторонней организации, которая специализируется в этой области.
Например, предприятию может быть невыгодно держать в штате бухгалтера, особенно если компания небольшая и состоит из 1–2 сотрудников, которые не обладают необходимыми навыками. В таком случае можно обратиться в фирму, которая будет вести бухгалтерский учёт за определённую плату.
Виды аутсорсинга:
* **Аутсорсинг рабочего персонала**. Это наиболее распространённый вид аутсорсинга. Многие компании нанимают рабочих для уборки помещений. Руководители организаций считают, что выгоднее заплатить клининговой компании, чем содержать постоянного сотрудника.
* **Аутсорсинг строительного персонала**. Большинство компаний имеют производственные и офисные помещения, которые иногда требуют ремонта. Для этих целей они обращаются в соответствующие фирмы. Если бизнес компании не связан со строительством, то содержать постоянных сотрудников строительных специальностей нецелесообразно и экономически невыгодно.
* **Аутсорсинг бухгалтерского персонала**. Небольшим предприятиям также невыгодно держать постоянного бухгалтера. Они обращаются в фирмы, которые помогают вести необходимую документацию и отчётность.
* **Аутсорсинг вспомогательного персонала**. Это также распространённый вид аутсорсинга, поскольку компании-исполнители могут оказывать охранные и курьерские услуги. Не каждая организация готова принимать в штат охранника или курьера, поэтому они обращаются в специализированные фирмы.
Существует множество категорий и видов наёмных работников, включая аутсорсинг торгового и складского персонала. Фактически можно заказать любую услугу, начиная с уборки помещения и заканчивая руководящими должностями. Важно предварительно рассчитать, что выгоднее: держать постоянного работника или воспользоваться услугами профессиональных фирм.
Аутсорсинг временного персонала предполагает отношения между заказчиком и фирмой-исполнителем, которые заключают договор об оказании услуг без участия третьей стороны.
- Аутстаффинг персонала
Аутстаффинг – это процесс, при котором компания выводит постоянного сотрудника из своего штата и переводит его в другую организацию. Фактически это смена работодателя, но в реальности человек продолжает выполнять свои обязанности на прежней должности.
Проще говоря, кадровое агентство официально оформляет сотрудников компании-клиента как своих сотрудников.
Услуги аутстаффинга предоставляют только аккредитованные кадровые агентства.
- Услуги временного персонала
Если предприятию необходимо нанять сотрудника на короткий срок — от одного дня до трёх месяцев, оно обращается в кадровое агентство. Такие агентства специализируются на подборе временного персонала. Они находят квалифицированных сотрудников, которые будут выполнять задачи компании-заказчика.
Официальными документами, регулирующими работу временного персонала, являются трудовой договор и соглашение о предоставлении персонала.
В зависимости от выполняемых задач можно выделить следующие виды использования временного персонала:
- рабочие (уборщики помещений);
- складской персонал (водители, фасовщики и т. д.);
- производственный персонал (мерчандайзеры, продавцы и т. д.).
Иногда временный персонал становится постоянным. Если руководителю предприятия понравился наёмный сотрудник, он может предложить ему место в штате.
Однако иногда временный персонал не заинтересован в качественном и быстром выполнении работы. Он приходит на временную работу, чтобы отработать положенное время, и не всегда выполняет свои обязанности качественно.
Это может зависеть от личных качеств сотрудника, а также от того, что он не прошёл стажировку, не смог влиться в коллектив и не до конца понимает свои обязанности.
Чтобы избежать таких ситуаций, руководитель предприятия должен чётко объяснить обязанности временного сотрудника, прописать в трудовом договоре все возможные ситуации, которые могут возникнуть между сторонами, провести стажировку и обучение, познакомить с постоянным персоналом и, возможно, придумать систему поощрений за качественную работу.
В зависимости от квалификации сотрудника, он может быть квалифицированным или неквалифицированным. От этого часто зависит качество выполняемой работы.
Например, если вы наняли опытного программиста для создания сайта вашей организации, то с большой вероятностью можно сказать, что работа будет выполнена качественно. Если же за выполнение задания берётся новичок, то возможно, работа будет выполнена не так профессионально, как вам бы хотелось.
- Лизинг персонала
Лизинг персонала — это процесс, при котором агентство заключает трудовой договор с работником от своего имени и направляет его на работу в компанию-заказчика на длительный срок. Обычно такой сотрудник работает на одном объекте не более 9 месяцев.
Оказывать услуги кадрового лизинга могут только специальные организации, которые прошли аккредитацию и получили разрешение на предоставление таких услуг.
Если компания хочет воспользоваться услугами лизинга временного персонала, она должна заключить договор с рекрутинговым агентством. После этого нанятый сотрудник может приступать к своим обязанностям.
Способы предоставления услуги аутстаффинга
Вывести персонал за штат или использовать внештатных сотрудников можно двумя основными способами:
1. Аутстаффер официально нанимает на работу сотрудников, которые были уволены основной фирмой. При этом работники числятся в фирме провайдера и продолжают выполнять свои обычные обязанности. Взаимоотношения между провайдером и исходной организацией регулируются договором об аутстаффинге.
2. «Бодишоппинг» — исходная фирма обращается к провайдеру для поиска внештатного персонала с определёнными характеристиками. Аутстаффер ищет необходимых сотрудников или предоставляет своих сотрудников для выполнения работы.
Договор аутстаффинга персонала
Что представляет собой Договор о предоставлении труда работников (персонала)?
Согласно этому договору, агентство направляет своих сотрудников (с их согласия) к заказчику для выполнения задач, указанных в их трудовых договорах. Работа выполняется в интересах заказчика, под его контролем и руководством.
Заказчик обязуется оплатить услугу и использовать труд работников в соответствии с условиями договора.
В процессе участвуют четыре основных документа:
1. Трудовой договор между агентством и сотрудником.
2. Договор о предоставлении труда работников (персонала) между агентством и принимающей стороной. Образец такого договора можно найти здесь.
3. Дополнительное соглашение к трудовому договору между агентством и сотрудником, где указываются условия работы и информация о принимающей стороне.
4. Заявка на предоставление персонала — приложение к договору между агентством и заказчиком. Здесь заказчик описывает свои требования к сотрудникам, которых он хочет получить в аренду.
Прежде чем воспользоваться услугой лизинга персонала, необходимо тщательно оценить все риски и затраты. Если такая необходимость есть, помните о своей ответственности перед арендуемым персоналом и о соблюдении всех требований закона.
Если вы уже активно используете аутстаффинг, важно привести всю документацию в соответствие с новыми требованиями Трудового кодекса, которые вступили в силу в 2016 году.
Форма договора аутстаффинга
Типовой договор об оказании подобных услуг включает в себя следующие разделы:
* предмет договора;
* права и обязанности сторон;
* ответственность сторон;
* условия предоставления персонала;
* стоимость услуг и порядок расчётов;
* действия в случае форс-мажорных обстоятельств;
* подтверждение конфиденциальности;
* механизм разрешения споров;
* причины изменения или расторжения договора;
* приложения (обычно это ежемесячный акт оказания услуг по аутстаффингу).
Рекомендации по подписанию
В целом, понятия аутсорсинга и аутстаффинга являются относительно новыми для российского рынка, но они активно набирают популярность. Это можно увидеть даже по тому, как законодательство регулирует эти сферы. Однако, как и в любом деле, здесь есть свои риски, которые могут привести к многомиллионным убыткам для заказчика.
При заключении договора важно обратить внимание на следующие моменты:
* наличие государственной аккредитации кадрового агентства;
* проверить уставные и другие документы компании;
* узнать, как происходит трудоустройство персонала: все ли сотрудники имеют трудовые договоры, есть ли записи в трудовых книжках, как происходит налогообложение и происходит ли оно вообще, и так далее;
* остерегаться мошенников и не соглашаться на предложения с очень низкой стоимостью услуг;
* избегать сотрудничества с компаниями, которые ранее привлекались к ответственности за нарушение трудового и налогового законодательства.
Несмотря на все риски, связанные с аутстаффингом, при правильном выборе партнёра можно сэкономить материальные и временные ресурсы компании. Поэтому важно ответственно и со знанием дела подойти к выбору кадрового агентства. Для этого нужно изучить вопрос самостоятельно, а при необходимости — обратиться за помощью к юристам.
Преимущества и недостатки аутстаффинга
Эта инновационная технология управления имеет как положительные стороны, так и некоторые сложности для различных участников процесса.
Преимущества для работодателя
Использование аутстаффинга наиболее выгодно для работодателя, поскольку он получает ряд преимуществ и экономическую выгоду.
Во-первых, компания освобождается от необходимости содержать собственный штат бухгалтеров и кадровиков, передавая эти функции сторонней организации. Это позволяет снизить нагрузку на внутренние ресурсы компании.
Во-вторых, аутстаффинг упрощает и делает более безопасным процесс найма иностранных сотрудников.
В-третьих, компания может увеличить количество наёмных работников, при этом сохраняя право на применение упрощённой системы налогообложения (УСН).
Кроме того, использование аутстаффинга позволяет снизить расходы на выплату заработной платы и комиссий, связанных с оплатой труда.
Наконец, оплата услуг аутстаффера относится к категории «расходы», что позволяет уменьшить базу по подоходному налогу и сэкономить на налогах.
- Минусы аутстаффинга для работодателя
Аутстаффинг имеет свои особенности, о которых стоит знать, чтобы избежать рисков для работодателя. Самая большая опасность – это обращение в нелегальную компанию-аутстаффера.
Если не проверить должным образом официальную аккредитацию компании, предоставляющей услуги аутстаффинга, то может оказаться, что сотрудники продолжают числиться в штате с точки зрения налоговых органов, а договор аутстаффинга будет недействительным. В этом случае все штрафы за нелегально работающих людей, неуплату налогов и возможное нарушение миграционного законодательства будут наложены на работодателя.
Поэтому важно до заключения договора проверить будущего аутстаффера:
* есть ли у компании государственная аккредитация и сертификат установленного образца;
* существует ли компания как юридическое лицо более года;
* заключены ли трудовые договоры со всеми сотрудниками (это можно проверить уже через 3 дня);
* изучить договор на аутстаффинг, который компания предоставит заранее;
* узнать отзывы других клиентов, штатных сотрудников и партнёров.
- Достоинства сдачи временного персонала в аренду для работодателя
**Преимущества аутсорсинга персонала**
Аутсорсинг персонала — это эффективный способ быстро найти нужных специалистов на определённый срок. Это позволяет предприятию сэкономить на налогах и сохранить статус малого бизнеса, что влечёт за собой дополнительные государственные субсидии и упрощённое налогообложение.
Кроме того, аутсорсинг позволяет избежать простоя в работе. Рекрутинговые фирмы, благодаря своей обширной базе работников, могут быстро найти сотрудника нужной квалификации, что экономит время компании-клиента.
Ещё одно преимущество — возможность предложить наёмному сотруднику постоянное место работы. Если вам понравится, как он выполняет свои обязанности, вы можете предложить ему место в постоянном штате.
Аутсорсинг также даёт дополнительное время на стажировку новых сотрудников. Многие предприниматели используют временный наём как стажировку для отдельных работников. Однако, юридически любой сотрудник должен обучаться не более 2 недель. Но часто этого времени недостаточно, чтобы понять, насколько человек подходит для работы. Наёмный работник будет трудиться на определённом предприятии не более 9 месяцев, но этого времени достаточно, чтобы он проявил себя.
Ещё одним преимуществом аутсорсинга является снижение нагрузки на бухгалтерию и кадровый отдел. Кадровое агентство ведёт всю персональную документацию и отчисления на работника, что упрощает работу бухгалтерии и отдела кадров.
Аутсорсинг также позволяет сократить штат без потери квалифицированных сотрудников. Благодаря формальному переводу в другую фирму, можно существенно сократить численность работников, но при этом сохранить их работу.
И наконец, аутсорсинг помогает заменить основных сотрудников на период отпусков, больничных и других ситуаций, когда кто-то из работников не может выполнять свои обязанности. В этом случае на помощь приходит временный сотрудник.
- Недостатки найма временного персонала для работодателя
**Заработная плата**
По действующему законодательству, заработная плата временного сотрудника не должна быть ниже, чем у штатного работника аналогичной квалификации.
**Недобросовестное отношение**
К сожалению, иногда временные сотрудники выполняют свою работу не так ответственно, как постоянные. Это может быть связано с тем, что они понимают, что их работа временная, и не видят смысла вкладывать в неё слишком много усилий. Однако это также зависит от личных качеств каждого сотрудника.
**Ограниченный срок пребывания**
Временный сотрудник не может работать в одной организации более 9 месяцев. По истечении этого срока его нужно либо взять в постоянный штат, либо заменить другим временным сотрудником (возможно, менее опытным).
**Утечка информации**
Если компания с высоким уровнем секретности нанимает временный персонал через аутсорсинговые фирмы, важно быть уверенными в надёжности этих людей. Они не должны использовать своё служебное положение в личных целях. Поэтому нужно тщательно выбирать аутсорсинговую фирму.
**Риск некачественного выполнения работ**
При аутсорсинге никто не застрахован от некачественного выполнения работ. В этом случае компания, которая передаёт часть своих функциональных задач, не может должным образом контролировать процесс, поскольку не имеет нужных рычагов влияния.
- Недостатки для работников
Основной недостаток наёмного сотрудника — это частая смена работы. Многим людям не нравится постоянно искать новое место.
- Достоинства для работника
**Гибкий график работы.** Наёмный сотрудник может самостоятельно выбирать удобное для себя время работы в зависимости от выполняемых задач.
**Возможность трудоустройства в крупных компаниях.** Арендованный сотрудник имеет шанс работать в известных и успешных организациях, где он сможет получить ценный опыт и занести все места работы в свою трудовую книжку.
**Непрерывный трудовой стаж.** Даже при смене мест работы стаж не прерывается, так как сотрудник официально трудоустроен в кадровом агентстве.
**Стабильный доход.** Заработная плата арендованного работника не ниже, чем у сотрудников с аналогичной квалификацией.
**Возможность получить постоянную работу.**
Отличия кадрового аутсорсинга персонала от кадрового аутстаффинга персонала
Эти два понятия существенно различаются, поскольку представляют собой разные формы договорных отношений. Чтобы лучше понять их отличия, предлагаем рассмотреть следующую таблицу:
- Таблица с основными отличиями между аутстаффингом и аутсорсингом.
**Аутсорсинг и аутстаффинг: в чём разница?**
**Аутсорсинг** — это передача компанией-заказчиком определённых задач сторонней организации (исполнителю). Исполнитель выполняет работу в соответствии с требованиями заказчика, а заказчик получает готовый результат в виде отчётов, проектов и т. д.
При аутсорсинге сотрудники исполнителя работают на его территории. Они подчиняются правилам и трудовому распорядку компании-заказчика, но при этом не становятся её сотрудниками.
**Аутстаффинг** — это предоставление компанией-исполнителем персонала в распоряжение компании-заказчика. Сотрудники исполнителя работают на территории заказчика и выполняют его задачи.
В отличие от аутсорсинга, при аутстаффинге заказчик сам руководит персоналом. Он может контролировать выполнение работ, следить за дисциплиной и т. д.
Также при аутстаффинге заказчик оплачивает не только результат работы, но и процесс труда. А при аутсорсинге заказчик не платит за сотрудников исполнителя: налоги, отпуск, больничный и премии оплачивает сам исполнитель.
**Основные различия между аутсорсингом и аутстаффингом:**
1. **Рабочее место:** при аутсорсинге сотрудники исполнителя работают на его территории, а при аутстаффинге — на территории заказчика.
2. **Трудовые отношения:** при аутсорсинге трудовой договор заключается между компанией-исполнителем и фирмой-заказчиком, а при аутстаффинге — между заказчиком и агентством, которое предоставляет наёмных работников.
3. **Оплата:** при аутсорсинге заказчик платит за готовый результат, а при аутстаффинге — за процесс труда.
4. **Руководство:** при аутсорсинге заказчик не может руководить персоналом исполнителя, а при аутстаффинге заказчик сам распоряжается предоставленными ему трудовыми ресурсами.
5. **Договор:** при аутсорсинге заключается «Договор об оказании услуг», а при аутстаффинге — договор о предоставлении персонала или договор аренды персонала.
Дополнительные вопросы
- Как выбрать аутстаффера
Вам нужно собрать информацию обо всех агентствах в вашем регионе, которые предоставляют услуги аутстаффинга. Список аккредитованных компаний можно найти на сайте Роструда.
После этого сравните критерии оплаты и условия договоров аутстаффинга, чтобы выбрать наиболее подходящий вариант для вас.
- В каких случаях будет уместен аутстаффинг
Аутстаффинг обычно применяется, когда компания-заказчик не может взять сотрудника в свой штат.
Это происходит по следующим причинам:
* Ответственность за персонал лежит на подрядчике, поэтому заказчик не подвержен проверкам.
* Работа с мигрантами позволяет получить не только дешёвую рабочую силу, но и упрощает все правовые вопросы.
* Можно взять сотрудника на длительный испытательный срок, чтобы убедиться в его качествах.
* Небольшой штат позволяет сократить расходы на бухгалтеров и кадровиков.
- Когда запрещается аутстаффинг персонала
Аутстаффинг запрещён в следующих случаях:
* если заказчик объявил себя банкротом;
* если работники объявили забастовку;
* если условия труда опасны;
* если речь идёт о судовых экипажах;
* если задержки денежных выплат превышают 15 дней;
* если компания пытается сохранить коллектив путём сокращения рабочего времени из-за риска увольнения сотрудников;
* если для допуска к работе сотруднику необходима лицензия или свидетельство.
- Кто несет ответственность за персонал
Поправки в трудовом кодексе направлены на защиту интересов работников.
Если подрядчик не выплачивает положенную сумму, обязательства по выплате ложатся на заказчика.
В случае несчастного случая на производстве ответственность будет нести не юридический работодатель, а фактический. Специальная комиссия проведёт расследование обстоятельств произошедшего.
Заключение
В России сфера наёмного труда не так широко распространена, как в других странах. На формирование рынка профессиональных кадров влияют различные факторы, такие как отсутствие стабильного спроса на рабочую силу, несовершенство законодательства и непрозрачная деятельность кадровых агентств.
Работники также не спешат соглашаться на временную работу, поскольку не уверены в стабильности своего положения. Однако практика зарубежных компаний показывает, что наёмный труд может быть выгоден для всех сторон.
Несмотря на некоторые трудности, в нашей стране постепенно развиваются такие формы занятости, как аутстаффинг, аутсорсинг и лизинг персонала.
Если у вас остались вопросы, пишите на https://myjus.ru и наши специалисты ответят на все ваши вопросы. Консультация бесплатная!